Найти тему
Vlad Lorety

И голос заиграет всеми красками | Развитие диапазона 1.

Разговорная речь человека по диапазону нмещается в полторы октавы. Когда человек начинает заниматься вокалом, то его певческий диапазон равен разговорному. Кто-бы что не говорил, но чем больше тем лучше. Отдельный привет тем, кто говорит, что двух октав достаточно всем. Большинство песен действительно умещается в две октавы, но если человек способен петь в трёх, четырёх, то почему бы ему это не делать.

Например, хороший оперный певец имеет диапазон в 2 - 2,5 октавы, а некоторые певцы и того больше, 3 или 4. Вот 4 октав точно достаточно, хотя, опять же, смотря кому.

Важно помнить, что штробас, рычания, визги, вопли и прочие звуки в диапазон не входят. В большинстве случаев туда включают грудной голос, головной и смешанный. Если вы постоянно и гармонично используете фальцет - его тоже можно включить в диапазон.

Во-первых неплохо бы понимать разницу между всеми вариантами звукоизвлечения и понять вообще, чего и куда можно развивать, и надо ли оно вам.

Грудной голос трогать не нужно, да и развивать его особо некуда. Он итак отлично развит, ведь мы разговариваем с его помощью. Разбирать будем на примере мужского голоса, но разницы особой нет, разве что в высоте всего происходящего. Стандартный отрезок от A2 до C4 трогать мы не будем, а вот в начале первой октавы располагается мост, т.е. начало перехода из грудного голоса в головной, а это уже микст. Вот с него и начинается развитие диапазона. Изначально мистовый отрезок довольно короткий, примерно до G4. Далее идёт обрыв и либо головной голос, либо фальцет. Если за рывком идёт головной голос, то это хорошо, ведь его превратить в микст не так-то сложно. Если там фальцет, то придётся его заменять на головной, а потом уже на микст. Таким образом мы достигнем финальной цели: до второй октавы. А там уже второй мост, и дальше диапзон развивается другим способом. За вторым мостом к головному голосу добавляется лицевое резонирование, которое уплощая звук, делает его ярким. Таким образом от G4 можно дойти до ~G5. Головной голос можно также прокачивать. От C5 до ~C6.

Можно ещё развивать фальцет, но с хорошим головным, смысла от него не много. У некоторых людей от природы есть свистковый регистр, его тоже можно развивать, но во-первых очень аккуратно, а во вторых понемногу. Если это сложно, вызывает дискомфорт или боль, то лучше прекратить изучение, иначе можно словить себе разных зажимов или даже навсегда испортить голосовой аппарат, а травмы нам не к чему.

Вниз же диапазон развивается очень плохо, к примеру можно изучить штробас, однако он нужен больше для колористики или других приёмов. По сему, желательно научиться опускать и поднимать гортань, причём чем выше вы поёте, тем ниже должна опускаться гортань, чтобы голос оставался однородным на протяжении всего диапазона. Также опуская гортань, мы опускаем все обертоны, потому голос воспринимается ниже, хотя нота не меняется. Это, наверное, лучший способ развития диапазона вниз. Кстати, по этой причине болбшие диапазоны чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. Голос легче развивать вверх, чем вниз.

В следующий статьях будут описаны конкретные упражнения для всех этапов развития диапазона.