Глава 5 От Матфея
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
«Ибо если будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?»
«И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»
Гармония окружающего мира поражает одновременно и видимой привычной простотой и в тоже время глубиной и непостижимой сложностью. Так и в человеке от рождения заложены и эгоизм, и животные инстинкты и одновременно и любовь и привязанность к близким. И в преодолении конфликтов между этими фундаментальными характеристиками происходит или развитие человека или его падение.
Постоянный и видимый всем (в быту, на работе, в отношениях) выбор человека между следованием своим желаниям и инстинктам в противоположность волевому подчинению своего образа жизни нравственным ценностям это всегда внутренний выбор вплоть до стресса и необходимости его преодоления так как внутренний конфликт лишает равновесия и влияет не только на психическое состояние но и сигнализирует об опасности через ухудшение функций организма.
Победа инстинктов и низменных желаний становится оковами сознания и приводит к болезням, на смену временному удовольствию сначала приходят угрызения, затем развивается равнодушие и ожесточение и вместе с ними хронические болезни.
Выбор между добром и злом – хорошим и плохим стоит перед нами во всех вопросах от рождения и до смерти. В этом раскрывается смысл тех трудностей с которыми каждый человек сталкивается при жизни – с этого начинается и предание о об Адаме с Евой сорвавших запретный плод познания добра и зла.
Это же видимое всем природное качество человека – свободно развиваться и делать выбор между добром и злом, служит опровержением различных религиозных учений о предопределенности, таких как карма, астрология, перерождения и тому подобное.
Утверждение о бесконечном величии и силе любви можно описывать очень долго – основное же на, что обращает внимание Христос это необходимость брать в этом пример с Самого Бога, а для этого научиться видеть хорошее во всем окружающем и не только в близких но и в любом человеке.
Любовь к окружающим возможно выработать в себе только искренне воспринимая Бога общим Отцом и через любовь и уважение к Его творению стараться выразить свое отношение к Нему.
Положительный настрой на недоброжелателей как на источник обстоятельств заставляющий развиваться - двигаться и предпринимать усилия, учиться сохранять внутреннее спокойствие, преодолевать препятствия, т.е. становиться лучше и сильнее, позволяет извлекать из любой ситуации пользу и сохранять хорошее настроение. Таким образом Заповедь Христа имеет практическое применение в саморазвитии и сохранении здоровья.
Психологический подход «любить врагов своих» обеспечивает не только духовный рост, но и имеет большую практическую и психологическую пользу позволяя например гасить конфликтные ситуации, воспринимать чужое поведение менее критично и тем самым избегать осуждение, испытывать радость общения с любым человеком наслаждаясь целым букетом положительных эмоций, располагать к себе в диалоге и следовательно добиваться целей общения, извлекать хорошее и полезное из любого общения, подмечать в человеке положительные черты и способствовать их раскрытию, сохранять равновесие и т.д.