Сейчас я чокеры не ношу (очень уж режут шею), но в моем детстве они были ужасно популярны. Их носили все, и я не была исключением.
Особым писком были пластиковые паутинки, помните такие?)
Вот, когда я в таком украшении нарисовалась у бабушки, она и фыркнула "Что это за собачий ошейник?"
Я, конечно, обиделась... Как оказалось, зря сделала, бабушка, то совершенно права!
Но давайте по порядку)
Чокер - это ожерелье, которое максимально плотно облигает шею, и обычно, закрепляется по ее центру.
Чокер может быть металлическим, текстильным, даже пластиковым (как у меня)). Иногда его обильно декорируют драгоценными камнями, жемчугом и др, а иногда - это совсем простые изделия.
Вообще, чокеры, как и все ожерелья, известны с незапамятных времен. Раньше такие украшения служили оберегами от злых сил.
В эпоху Возрождения чокеры богатые дамы носили, как элемент комплекта из нескольких ожерелий разной длины. Также иногда одно длинное ожерелье надевали так, чтобы одна его часть становилась чокером, а другие петли свисали более свободно.
На этом фото, например, Генрих VIII и шесть его несчастных жен)
И заметьте, у всех чокеры! А у некоторых даже многоуровневые ожерелья, что сейчас очень модно!
Самая большая модница тут - Анна Болейн (в первом ряду по центру). У нее не только многоуровневое ожерелье с чокером, так еще и подвеска с буковкой, обозначающей начальную букву фамилии, что тоже совремнный тренд)
После эпохи Возрождения чокеры ненадолго пропали из моды, чтобы с триумфом вернуться в стиле рококо.
Тогда дамы стали делать высокие прически и надевать платья с глубокими декольте. Чтобы сбалансировать образ и понадобились чокеры. Они зрительно резали шею, препятствуя визуальному вытягиванию лица, да и какой-никакой акцент создавали.
Чокеры эпохи рококо назвались "бархотками", потому что делали их из бархатных ленточек, которые даже не застегивались, а завязывались на сзади бантиком.
Причем бархотки обычно были просто черными, чтобы подчеркнуть аристократическую бледность своей обладательницы. Их редко декорировали.
Это, например, портрет модницы того времени, Вильегльмины Прусской. Она потом вышла замуж за штальтгальтера Нидерландов.
Бархотки с декором, особенно те, на которых крепились бантики из драгоценных камней и\или жемчуга назывались "склаважами".
Слово "склаваж" переводится с французского, как ошейник раба. Действительно, подобные "украшения" носили невольники. Конечно, у них бриллиантов не было, зато был медальон с указанием имени хозяина.
На этом портрете роскошный скалаваж красуется на изящной шейке юной Марии-Антуанетты.
Как мы все помним, эта шейка вскоре была разделена надвое гильотиной. За Марией-Антуанеттой последовали и другие аристократки. Так, в Париже стало модным (в среде роялисток) носить красные бархотки, ожерелья и даже косынки, символизирующие тот самый след от гильотины...
Но это был последний писк бархоток, в начале XIX века рококо сменил классицизм, женщины стали одеваться на античный манер, максимально приближая свой образ к образу мраморных статуй. Чокеры сюда уже не вписывалсь.
Про них ненадолго вспомнили во второй половине XIX века, когда модным стал стиль неорококо.
На этом портрете склаваж украшает первую красавицу Европы той поры - Елизавету Баварскую.
В 1900-х в тренде оказались многоуровневые чокеры-ожерелья из жемчуга и драгоценных камней, которые полностью закрывали шею. Королева Великобритании Александра такими конструкциями маскировала шрам, оставшийся от детской операции. А все остальны моду подхватили, не вдаваясь в подробности.
Вот какая роскошь у Александры на шее, даже склаважу с крупными бриллиантами место нашлось)
Александра вам никого не напоминает?) Верно, она родная сестра нашей Марии Федоровны. Та тоже очень любила чокеры.
Настолько любила, что даже наотрез откзалась передавать заветную шкатулку с ними своей невестке - Александре Федоровне. В дело даже пришлось вымешаться ее сыну императору Николаю II.
В ревущие 20-х чокеры также ценили, хотя все же предпочитали сотуары, а чокеры если и носили, то в комплекте с последними. Или вообще оборачивали сам сотуар на манер чокера, как на фото ниже.
Последний раз до 90-х) Чокеры вернулись в моду в 40-ые.
Кстати, вы заметили, что чокеры становятся трендом в интересные и непростые времена?)
В 40-х эти ожерелья даже называли "символом женской свирепости".
Хотя чокеры 40-х это сплошь короткие жемчужные нитки - ничего свирепого)
Так, все-таки чекер или собачий ошейник?
С чокерами у нас возникла небольшая путаница)
Choker в переводе с английского "душитель". И изначально в англоязычных странах этот термин использовали для обозначения очень короткого ожерелья, который плотно охватывает шею, не опускаясь ниже яремной впадины, но и по шее вверх не взбираясь)
Так ожерелья еще очень любила Леди Ди.
В англоязычных источниках можно даже встретить вот такую схему названий ожерелий.
Как мы видим, то, что у нас принято называть "чокером" на самом деле collar - воротник или ошейник.
Есть у этого ожерелья и второе название, французское - колье. Мы как раз называем колье то, что англичане и американцы - чокером))
Так вот, колье - это от французского словосочетания colliers de chien, что и переводится как "ОШЕЙНИК ДЛЯ СОБАКИ")
Имеенно так это украшение называли в 20-ые и 40-ые.
В общем, бабушка была права! То что у нас принято называть чокером, на самом деле ОШЕЙНИК ДЛЯ СОБАКИ)
Понравился материал? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал)
Также вам могут быть интересны:
Я больше не целуюсь!
Ожерелье для спины: сотуар
Налобничек для любовницы герцога
Петля на шею: украшение для леди и ковбоев