Юлия Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?
Меня очень радует постоянное стремление родителей улучшать свои взаимоотношения с детьми. Читатели часто обращаются с просьбой написать «больше» или «что-нибудь еще». Эти просьбы вдохновляют и заставляют думать об углублении и расширении главных тем, которым посвящена эта книга. Надеюсь, в скором будущем мне удастся выполнить пожелания читателей. Хочется добавить, что все ответы на вопросы «Как…?», которые вы здесь находите, относятся не только к отношениям с ребенком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
Порой с детьми бывает очень тяжело, ведь упустив всего один момент, можно потерять связь со своим чадом, и тогда найти общий язык будет крайне сложно. Дети сегодня видят и понимают иногда лучше взрослых, они знают, за какие струны нужно дергать, чтобы получить желаемое. И в этой битве, между ребенком и взрослыми, часто побеждают именно дети.
Валентин Распутин. Уроки французского
Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы. 1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия. История о том, что учитель прежде всего должен быть добрым и благородным человеком, который находит общий язык и стремится помочь, а в случае неудачи – никого в том не винит.
Павел Ольховский, Константин Евстафьев. Последняя гимназия
Еще одна история о буднях и проблемах ШКИД, только более жесткая и даже жестокая. Особенно жестокой она оказывается по отношению к Виктору Сороке-Росинскому (выведенному в «Республике ШКИД» под именем Викниксор), разрушая ту благостную и идиллическую картину, которую нарисовали Белых и Пантелеев, и изображая его авторитарным, недальновидным и в чем-то даже непрошибаемо тупым. Не нам решать, какая из пар авторов была «более права» - просто стоит взять на заметку, что в человеческих взаимоотношениях истин бывает несколько, особенно когда речь идет о воспитании детей. И вас одни ученики могут обожать, а другие тихо ненавидеть. Главное – не опускать руки и двигаться к общей цели.
Григорий Белых, Леонид Пантелеев. Республика Шкид
Эту повесть написали бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков. Осколки разрушенных семей, они легко могли бы докатиться до самого дна жизни, стать «человеческой пылью», если бы молодая Советская республика с первых лет своего существования не начала бережно собирать этих, казалось бы, навсегда потерянных для общества будущих граждан, сделавшихся с детства «бывшими людьми». История о «приручении» диких и неуправляемых детей, рассказанная с точки зрения этих самых детей, очень любопытна и поучительна. Можно увидеть, из чего возникают подростковые бунты, как заработать у детей дешевую, но мимолетную, популярность и как заслужить бесконечное доверие и уважение.
Шалва Амонашвили “Как живете, дети?”
Вопрос — как любить детей — вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества. Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам. Для гуманной педагогики это аксиома.
Шалва Амонашвили «Здравствуйте, дети!»
В пособии раскрывается опыт работы с шестилетними детьми в подготовительном классе школы. В нем автор обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.
Василий Сухомлинский “Сердце отдаю детям”
Книга посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».
Антон Макаренко “Флаги на башнях”
В «Педагогической поэме» меня занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, как изобразить борьбу человека с собой, борьбу более или менее напряженную. Во «Флагах на башнях» я задался совсем другими целями. Я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение. А.С. Макаренко
Антон Макаренко "Педагогическая поэма"
«Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Это уникальная возможность увидеть труд, без сомнения, великого педагога без прикрас. Причем книга – не трактат по педагогике, не сборник лекций, не описание практик. Нет, это полноценное художественное произведение, с ярким описанием ребят (о будущем некоторых легко узнать из энциклопедий, так как они стали известными людьми) и событий. Можно проверить себя, пофантазировать, как бы сам поступил в той или иной ситуации.
Даниэль Пеннак "Школьные страдания"
В основу книги современного французского прозаика легли его личные переживания двоякого рода — опыт отстающего ученика и наблюдения «продвинутого» учителя. Это легкое, изящное, остроумное сочинение в 2007 г. было удостоено престижной французской литературной награды — премии Ренодо.
Гавальда Анна "35 кило надежды"
"35 кило надежды" — поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности. О семье. О том, что мечты могут и должны сбываться. Надо только очень сильно захотеть. И очень сильно постараться. Решая свои «детские» проблемы, тринадцатилетний герой ищет выход — и находит его, да так, что и взрослым есть чему у мальчишки поучиться.
Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности"
Известный психолог Джон Холт сказал об этой книге: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами». Эти слова — не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества — войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы — только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь — с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания. Каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми. Некоторые даже пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто об этом знает, отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют — без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту — быть счастливыми и растить счастливыми своих детей.
Андрей Жвалевский Евгения Пастернак "Гимназия №13"
Не надо было трогать дуб! Тогда бы ничего страшного и не случилось. А когда тронули, тут и началось. Из всех щелей полезла нечисть. Домовые и кабинетные – за наших гимназистов, нечисть – против. Перун мечет молнии на крыше, Кощей пытается проломить заколдованный круг, говорящий кот подкармливает русалку ворованной колбасой, второй закон Ньютона временно не работает, «Слово о полку Игореве» встает перед глазами, словно в формате 3D, а на самом деле наяву – помог волшебный растворитель… Хотите дальше? Сами читайте
Андрей Жвалевский Евгения Пастернак "Я хочу в школу"
Мы давно хотели сказать большое спасибо нашим учителям и очень рады, что такой повод представился. Лучший способ сказать спасибо — написать книгу. Дорогие учителя! Те, кто вопреки всему не растерял умение слышать, те, кто в перерывах между внеклассными мероприятиями и заполнением бумажек, еще способен преподавать, те, для кого «педагогика» — это не название давно забытого предмета, сданного в вузе, а жизнь… Дорогие! Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо вам за то, что вы делаете! И когда вы в очередной раз подумаете: «Уволюсь! Нет больше сил!», пожалуйста, возьмите в руки эту книжку. Мы бы очень хотели, чтобы она помогла вам остаться в школе. Потому что на вас вся надежда
Ирвин Ялом "Мамочка и смысл жизни"
Каждое произведение Ирвина Ялома - это бестселлер. Талант рассказчика ярко виден даже в тех его книгах, которые посвящены специальной тематике. В этой же книге его писательский дар просто блещет! Можно без конца слышать, что слово лечит, история учит, но оставаться при этом совершенным скептиком. Но стоит открыть книгу Ялома и прочесть несколько первых строк, и эти истины перестают быть банальными. Автор - замечательный рассказчик, он не только умеет рассказывать, он любит это делать. Беря в руки эту книгу, ты остаёшься один на один с автором и становишься не читателем, а скорее слушателем. Ну, и, разумеется, учеником, потому что этот рассказчик учит. И когда он говорит: "Слушайте своих пациентов. Позвольте им учить вас", на какой-то миг вы меняетесь местами: ты становишься врачом, а Ялом - твоим пациентом, который учит своего терапевта. Ты только позволь ему это делать.
Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»
Молодая и неопытная учительницаприходит в младший класс школы неблагополучного района. У нее не всё ладится в личной жизни, валится из рук на работе, но она – как настоящая дочь самурайского народа! – пытается перебороть неудачи. Что делать, например, с мальчиком, который практически не говорит и не читает – но с удовольствием разводит мух? А как поведут себя дети, если взять в класс девочку, которая писает под себя и рвет чужие тетрадки? И что, если все эти вопросы начнут раздражать руководство школы? Маленькие дети сложнее всех трудных подростков – потому что на учителе лежит ответственность за то, какими они станут. Именно то, что закладывается ребенку в первые годы обучения в школе, во многом влияет на его будущее, характер, отношение к другим и к себе. Конечно, культура Японии сильно отличается от западного образа жизни, но малыши одинаковы везде, и опыт автора, который много лет работал учителем начальных классов, может оказаться бесценным. Все мы знаем, что детей нужно учить терпению и терпимости, доброте и взаимовыручке, дружбе и любви ко всему живому, а Хайтани показывает на примерах, как можно это сделать.
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
Не все книги об учителях – это истории педагогических подвигов или саги об упорном и тяжелом труде по перевоспитанию юных хулиганов. Иногда и в тихом омуте водится кое-кто… Очень грустная, с трагическим финалом книга с простым сюжетом. Девочка-отличница – успевает везде и всюду, чувствует, что её талантам требуется больше, чем даёт школа, привыкла быть первой и уникальной во всем. Родители, готовые на всё ради единственной и любимой дочери. Учительница, которая хвалит середняков, радуется успехам троечников и с теплотой вспоминает своих бывших учеников, не ставших ни учеными, ни политиками, ни просто известными людьми. Оле – талантливой девочке – душно в школе, её не ценят, не дают возможности показать, на что она способна… и эта учительница, которая все время хвалит других, бездарностей, везде сплошная уравниловка, ах, как это ужасно!.. И вот однажды класс идет в поход… Не всё так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Кстати, после выхода «Безумной Евдокии» критики разделились на два лагеря – одни оправдывали учительницу, другие считали, что она поступила непедагогично, неправильно, проще говоря, «лопухнулась», и не меньше, чем Оля, повинна в случившейся трагедии. Но так или иначе – это история об одном педагоге, который – плохо ли, хорошо ли – воспитывал ребят, и в какой-то момент его методика столкнулась с непрошибаемым эгоизмом. Можно ли было предвидеть это? А могут ли учителяпредвидеть последствия всего, что они делают? Ведь то, что срабатывает в сотый раз, может дать осечку в сто первый…
Катаев Валентин «Разбитая жизнь или Волшебный рог Оберона»
Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона — книга, написанная на автобиографическом материале. Состоящая из отдельных фрагментов-воспоминаний, она объединена единым художественным замыслом и воссоздает гармонически целостную картину жизни детских лет писателя. И в этом произведении В. Катаева проявились такие особенности его стиля, как гротескность, лиризм, остроумие, наблюдательность, конкретно-чувственное восприятие мира.
Киз Дэниэл «Цветы для Элджернона»
Тридцать лет назад это считалось фантастикой. Тридцать лет назад это читалось как фантастика. Исследующая и расширяющая границы жанра, жадно впитывающая всевозможные новейшие веяния, примеряющая общечеловеческое лицо, отважно игнорирующая каинову печать жанрового гетто. Сейчас это воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности. Искусственное улучшение интеллекта путём хирургической операции — оригинальное открытие двух учёных: доктора Штраусса и доктора Немюра. После успешной операции над мышью по кличке Элджернон они решают провести аналогичную операцию над каким-нибудь умственно отсталым человеком. Выбор останавливается на Чарли, так как он выказывает стремление научиться лучше читать и писать, стать умнее.
Ли Харпер «Убить пересмешника»
Роман американской писательницы Харпер Ли, написанный в жанре воспитательного романа, впервые опубликован в 1960 году. В 1961 году получилПулитцеровскую премию. Его изучают приблизительно в 80 % американских школ. Сюжет и персонажи основаны на наблюдениях автора своей семьи и соседей около своего родного города в 1936 году, когда ей было 10 лет. Роман знаменит своим юмором и теплотой, несмотря на обсуждение таких серьезных вещей, как изнасилование и расизм. Отец рассказчицы, Аттикус Финч, стал образцом морали для многих читателей, а также примером честного адвоката, — при этом, как отмечает критик Э.Б. Кузьмина, «урок высокого гражданского и человеческого мужества, который даёт нам Харпер Ли, тем весомее, что Аттикус — в общем обычный, незаметный человек; что показан он через восприятие ребят, горячо переживающих все его поступки; что и сами ребята у нас на глазах приобретают что-то важное». В романе проводится мысль о том, что дети обладают врожденным чувством справедливости и приобретают предрассудки лишь под влиянием окружающих.
Мария Парр «Вафельное сердце»
«Вафельное сердце» (2005) — дебют молодой норвежской писательницы Марии Парр, которую критики дружно называют новой Астрид Линдгрен. Книга уже вышла в Швеции, Франции, Польше, Германии и Нидерландах, где она получила премию «Серебряный грифель». В год из жизни двух маленьких жителей бухты Щепки-Матильды — девятилетнего Трилле, от лица которого ведется повествование, и его соседки и одноклассницы Лены — вмещается немыслимо много событий и приключений — забавных, трогательных, опасных… Идиллическое житье-бытье на норвежском хуторе нарушается — но не разрушается — драматическими обстоятельствами. Но дружба, конечно же, оказывается сильнее!