Найти тему
Ваш тайный советник

Дамское образование "опасно для здоровья"

Оглавление

К началу XX века грамотные женщины составляли лишь 1,4 процента населения России

Место женщины — у домашнего очага. Главное для нее — слушаться отца или мужа, а образование может лишь испортить ее характер. Учеба для девочки — бессмысленная трата денег и времени. Все равно, выйдя замуж, все забудет. В России многие так считали вплоть до начала ХХ века.

Безграмотных не венчать!

Вплоть до XVIII века девочки в России оставались фактически безграмотными. Первым переломить эту ситуацию попытался Петр I. Он издал «драконовский» по тем временам указ: дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию, — не венчать. Получить образование «богатые и знаменитые» могли в частных светских школах. Или за границей, куда Петр I повелел отправлять в том числе и девочек. Правда, инициативу царя зачастую саботировали мамы с папами. В 1716 году ганноверский резидент при русском дворе Христиан Фридрих Вебер писал: «Пять лет назад, когда самых молоденьких и красивых русских девиц, по примеру их братьев, отправляли за счет их родителей на житье в Кенигсберг, Берлин, Дрезден и другие города для обучения иноземным нравам и языкам, а равно и работать, родители возражали против этого, полагая, что эти юные девочки не устоят «перед иноземною галантностью, и честь их может быть подвергнута опасности», и тем отклонили предложение». Перед беднотой вопрос заграничного образования не стоял. Если повезет, попадешь в женский монастырь, где девочек обучали шитью, плетению кружев, а в перерывах — грамоте.

В середине XVIII века Елизавета Петровна учредила частные пансионаты. Содержали их иностранцы. В Петербурге самым известным был пансионат мадам Сирин. Обучение там было платным, а потому позволить его себе могли только богатые дворянские и купеческие семьи. Да и учили там девочек зачастую «чему-нибудь да как-нибудь»: языкам (в основном французскому), танцам, светским манерам. Считалось, что большего девушки, в силу своей умственной ограниченности, усвоить все равно не смогут.

При Екатерине II в Петербурге 5 мая 1764 года появилось Воспитательное общество благородных девиц и при нем отделение для 240 девушек мещанского звания (эта дата и считается с тех пор началом организации женского образования в России). А Мария Федоровна, супруга Павла I, пошла еще дальше. Благодаря ей девочки из мещанских, купеческих, крестьянских и реже военных семей смогли учиться в приходских училищах. В течение трех лет им преподавали грамоту и Закон Божий. А в 1804 году девочек разрешили учить в школах, которые открывали помещики в своих имениях. Поучат там азам арифметики, Закону Божьему, церковному пению, женскому рукоделию, вроде плетения соломенных шляпок, и хватит. Знаний немного, но и дворянки тогда получали почти такое же образование. Знаний девушкам давали ровно столько, чтобы из них получились «добрые жены и полезные матери семейства». Поэтому упор в обучении юных дворянок делали либо на арифметику, домашнюю бухгалтерию, историю, иностранные языки (при Екатерине II), либо на «салонные таланты»: французский, танцы, рукоделие, музыку (при Марии Федоровне). А педагогам рекомендовали «укреплять в девицах добродетель».

Закон Божий считался  главным предметом
Закон Божий считался главным предметом

Галопом по Европам

В конце 50‑х годов XIX века случился конфуз. Когда стали собирать сведения о женских учебных заведениях, начальники большинства губерний донесли, что в их области нет ни одной «школы» для дочерей небогатых семейств, а во многих нет и частных пансионатов. В 1856 году министр Авраам Норов писал: «Лица среднего сословия в губернских и уездных городах лишены средств дать дочерям своим необходимое образование. Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах, даже в больших селениях, было бы величайшим благодеянием для отечества». Отечество услышало и в мае 1858 года распорядилось открыть «в губернских и уездных городах» женские училища, где могли бы обучаться представительницы всех сословий. Каждый день они должны были высидеть по три урока. Девочки изучали русскую историю, грамматику, географию, французский язык, арифметику. При этом знаниями их не перегружали: например, на уроках французского больше внимания уделялось не грамматике, а заучиванию анекдотов… И за это родители девочек еще и платили — год обучения стоил 15 рублей. Самым знаменитым подобным учреждением было Мариинское училище.

Авраам Норов
Авраам Норов

Впоследствии из женских училищ стали развиваться гимназии и прогимназии. Главной их проблемой была нехватка учителей. По закону учить девочек могли только преподаватели мужских гимназий. А они не особо хотели работать со «слабым полом» из-за куда более низкой оплаты труда.

Учебные планы в женских гимназиях сильно отличались от тех, что были в мужских: предметов меньше, да и часов на них отводилось немного. Главным предметом считался Закон Божий, который девочки проходили все семь лет учебы. Кроме того, им преподавали русский язык (на этих уроках также писали сочинения на темы вроде «Гулявший много смолоду умрет под старость с голоду»), географию. В последний год программа включала элементы астрономии. Девочки, изучавшие до этого все семь лет христианскую модель мира на уроках Закона Божьего, проходили «Вращение земли около оси. Звездные сутки. Видимое годовое вращение солнца. О кометах…»). Изучать историю начинали с 3‑го класса. Первый курс назывался «Эпизодическое положение русской истории с некоторыми дополнениями из всеобщей». В 4‑м классе гимназисткам давали древнюю историю. Кстати, один из уроков был посвящен «положению женщины в Древней Греции и Риме». Российскую и всеобщую историю изучали в 6–7‑х классах. И всегда у гимназисток были уроки рукоделия. Программа была крайне насыщенна: девочки учились вязать крючком и на спицах, шить и кроить платья, детскую одежду, белье, чинить и штопать его. После этого выпускницы запросто могли работать швеями или учительницами по рукоделию. Получить профессию можно было, поступив и в дополнительный педагогический класс гимназии. Девочки там изучали французский и немецкий языки, естествоведение, арифметику и геометрию, чистописание, начала педагогики, методику начального обучения и др.

На уроке живописи
На уроке живописи

-5

Внимание! 

Читайте секретные и малоизвестные материалы со всего мира на дзен-канале «Идейный вдохновитель»! Будет интересно! Только авторский контент.

Знания для единиц

Петербургские газеты второй половины XIX века писали, что «женщина по самой природе своей назначена занимать низшую ступень в жизни» и что удел ее в этом мире «усладить жизнь мужчины». Несмотря на такое пренебрежительное отношение, в России для девочек появлялись все новые учебные заведения. Например, епархиальные училища. За шесть лет выпускницы получали «звание» домашних наставлениц и учительниц. Кому такое образование не нравилось, мог пойти в профессиональные женские школы.

К началу XX века в России насчитывалось 129 таких заведений, и училось там около 10 тысяч девочек. В одних школах обучение длилось четыре года, в других — 6–7 лет. Где-то преподавали только ремесла вроде рукоделия, рисования, счетоводства (например, школа Иевлевой в Петербурге), а где-то еще и общеобразовательные предметы.
К началу XX века система женского образования в России более­-менее сложилась. Вот только воспользоваться плодами просвещения могли далеко не все. К 1898 году грамотные женщины в России составляли лишь 1,4 процента населения…

Правила поведения гимназисток (фрагмент)
Правила поведения гимназисток (фрагмент)

В 1890 году в России насчитывалось около 200 женских гимназий, 60 епархиальных училищ. Общее количество учащихся — больше 70 тысяч человек


Екатерина Дементьева

Интересные факты 

Николай Гоголь о женском образовании

«В русских школах-интернатах для юных девиц есть три составляющие, которые являются основами всех человеческих ценностей: французский язык, без которого не могло бы быть счастья, игра на фортепиано — как одно из приемлемых видов развлечений, и искусство быть домашней женой и постоянно радовать своего мужа. В наше время этот метод образования постоянно совершенствуется»

Записки институтки

• Знаменитая детская писательница Лидия Чарская с 1886 по 1893 год обучалась в Павловском женском институте. Впечатления от этой институтской жизни и стали материалом для ее будущих книг. Например, в произведении «Записки институтки» она передает нравы и быт, царившие в закрытых женских учебных заведениях.

• Наказания. Телесные наказания не практиковались. Но кара за проступки все равно была ужасной для маленьких «школьниц». Например, на фартук девочке могли прикрепить бумажку с описанием ее проступка. Были и другие наказания.
Лидия Чарская: «Я подняла голову и взглянула на середину столовой, где ленивая, вялая Ренн без передника стояла на глазах всего института. — Она наказана за единицу, — продолжал тот же голосок».

• Режим дня. В институтах царила жесткая дисциплина. День был расписан буквально по минутам. Лидия Чарская: «К восьми часам мы уже все были готовы и становились в пары, чтобы идти на молитву. <…> Мы сошли в столовую. После молитвы, длившейся около получаса (сюда же входило обязательное чтение двух глав Евангелия), каждая из иноверных воспитанниц прочла молитву на своем языке».

• Отношения между воспитанницами. Младшие ученицы буквально преклонялись перед старшими. Лидия Чарская: «Каждая из младших выбирает себе «душку», подходит к ней здороваться по утрам, гуляет по праздникам с ней в зале, угощает конфетами и знакомит со своими родными во время приема, когда допускают родных на свидание. Вензель «душки» вырезывается перочинным ножом на «тируаре» (пюпитре), а некоторые выцарапывают его булавкой на руке или пишут чернилами ее номер, потому что каждая из нас в институте записана под известным номером. А иногда имя «душки» пишется на стенах и окнах…».


Первое училище — в 1086 году

Школа при Андреевском монастыре в Киеве,  которую организовала 
Анна Всеволодовна
Школа при Андреевском монастыре в Киеве, которую организовала Анна Всеволодовна

Первые сведения об обучении девочек на Руси относятся к XIX веку. В 1086 году сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. И там обучали не только монахинь, но и мирянок. Среди предметов были грамота, арифметика, диалектика.

Размер мозга не имеет значения

В 1892 году английский психиатр Джеймс Крайтон-Броун попытался научно доказать, что женщина не имеет достаточно умственных способностей, чтобы полноценно учиться. Он предположил, что мозг мужчины обильнее снабжается кровью в отделе, отвечающем за «волю, познание и психомоторные процессы», в то время как у женщин больше кровеносных сосудов в отделе, контролирующем эмоции. К тому же Броун сообщил, что мозг среднестатистического мужчины больше, чем женщины. Исходя из этого психиатр сделал вывод, что образование опасно для здоровья девушек в силу их физиологии и приводит лишь к их переутомлению и нервным срывам. Это предположение, кстати, долгое время бытовало и в отечественной педагогике. Однако, согласно современным исследованиям, объем мозга никак не влияет на умственные способности человека.

«Нашествие» русских девушек

-9

До конца XIX века женщины в России не имели права на высшее образование. В итоге некоторые представительницы «слабого пола» были вынуждены уезжать учиться за границу. Только в одном Цюрихском университете в 1873 году обучались 108 русских женщин (всего же иностранок в вузе на тот момент было 128 человек), а из 152 студенток в Париже 107 были нашими соотечественницами.
Многие из них добивались немалых успехов в науке. Например, Софья Ковалевская окончила Геттингенский университет и защитила докторскую диссертацию по математике. В 1884 году она стала профессором Стокгольмского университета, а затем членом-корреспондентом Российской академии наук.