Найти в Дзене
Свет к свету

Как проявляется литературная одаренность человека

Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Сегодня речь пойдет о литературной одаренности и том, что ей сопутствует.

Сначала проанализируем стихи, сочиненные 5-летним ребенком: "Жил на свете котик милый,/Постоянно был унылый, / Отчего — никто не знал,/ Котя это не сказал."

Как видим, ритмически стихотворение безукоризненно, выдержаны все рифмы. Все слова употреблены в правильном значении, притом, в них виден обширный словарь малыша: слова "унылый" и "постоянно" у детей обычно находятся только в пассивном словаре (в активном - "грустный" и "всегда"). Маленький автор умеет по-разному показать свое отношение, видоизменяя слова: "котик", "котя". В стишке чувствуется своеобразная сюжетность - зачин (1-я строфа), завязка или проблема (2-я строфа), оригинальная развязка - через отсутствие данных, то есть акцент на тайне.

Александр Блок в детстве.Фото взято из открытого источника в Интернете. http://izbrannoe.com/upload/iblock/42c/42ccacec5aaa3d9915f2daed8c6c7937.jpg
Александр Блок в детстве.Фото взято из открытого источника в Интернете. http://izbrannoe.com/upload/iblock/42c/42ccacec5aaa3d9915f2daed8c6c7937.jpg

Проявляется ли здесь литературная одаренность автора? Давайте договоримся, что об этом лучше поговорим в конце.

Любая одаренность начинается с природных задатков, на их основе развиваются специальные способности. Чем эти способности специализированнее, тем ярче дарование. Однако в других областях, не связанных с зоной этих выдающихся способностей, такой человек может проигрывать гораздо сильнее любого «обычного». Хрестоматийным примером выступает неуспеваемость лицеиста Пушкина по математическим дисциплинам

В раннем детстве признать ребенка литературно одаренным еще довольно сложно. В этом периоде будущие знаменитые литераторы тяготеют к словотворчеству, любят придумывать вещам необычные названия, куклам и зверюшкам - интересные звучные имена. Дети сочиняют оригинальные законченные рассказы и сказки, иногда чередуя в них рифмованные и прозаические части. Некоторые малыши тяготеют к «рассказыванию в лицах», что приближает их к границам театрализации.

Жажда к чтению  характерна для литературно одаренных подростков. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1705407/pub_5e1843b43642b600afd39ccd_5e184b9e92414d00b1fefd97/scale_1200
Жажда к чтению характерна для литературно одаренных подростков. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1705407/pub_5e1843b43642b600afd39ccd_5e184b9e92414d00b1fefd97/scale_1200

Литературная одаренность всегда связана с любовью к чтению, к слову. Детство и юность известных писателей и поэтов – период «глотания» книг. Чуткость к слову позволяет им довольно рано освоить разницу в стиле, словаре, проблематике разных авторов. Начало собственных творческих опытов, как правило, совпадает с периодом подражательства любимому писателю и поэту, после чего начинающие литераторы находят свой путь.

Как правило, у литературно одаренных лиц устная и письменная речь одинаково хорошо развиты. Однако бывают случаи, когда письменная речь является безукоризненной, а устная развита слабее. Это не значит, что уровень литературного таланта у такого автора будет «хуже».

Сергей Александрович Есенин. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://region.center/source/OREL/vremennie/sHflhSa6A1w.jpg
Сергей Александрович Есенин. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://region.center/source/OREL/vremennie/sHflhSa6A1w.jpg

Чтобы стать писателем или поэтом, человеку очень важен любой социальный опыт – как позитивный, так и негативный. Очень важны наблюдения, позволяющие скопить некий эмоциональный и знаниевый «багаж». Личность будущего литератора всегда одарена способностью тонко чувствовать, восхищаться и страдать. Проживая в себе эти чувствования, одаренный человек облекает их в слова и образы.

Вот пример. Сергей Есенин сначала увидел на озере алый свет зари. Поэт наблюдал, как же пришел этот алый свет? Он пробился через мрак, словно тонкие нити! И вот рука поэта выводит: «Выткался на озере алый свет зари»! Ассоциируя свет с некоей тканью из световых нитей, Есенин являет миру свое поэтическое видение, новое ощущение, восприятие.

Наталья Николаевна Гончарова - вдохновительница А.С. Пушкина. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://cont.ws/uploads/posts2/413593.jpg
Наталья Николаевна Гончарова - вдохновительница А.С. Пушкина. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://cont.ws/uploads/posts2/413593.jpg

Еще пример. А.С. Пушкин, будучи безумно влюблен в свою будущую жену Наталью Гончарову, сочиняет ей послание: "Я восхищен, я очарован, я просто Вами огончарован!" Последнее слово - личное "изобретение" поэта. Оно близко по смыслу слову "околдован", но абсолютно точно и уникально подобрано для поэтической формы передачи такого смысла.

В процессе литературного творчества и у поэтов, и у писателей идет сложный процесс взаимодействия сознания и подсознания, правого и левого полушарий; вдохновение может сменяться застоем, может повышаться и падать творческая продуктивность. Писатели могут проявлять себя как глубокие мыслители. Как правило, по своему складу эти люди ранимы, не всегда общительны, даже замкнуты.

Что касается милого стишка, о котором мы говорили в начале, то его автором являлся Александр Блок в возрасте 5-ти лет. Литературная одаренность в его творении уже проявляется.

Дорогие читатели, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!

,