Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаю разговор о непослушании детей. Ребёнок подрос. После 3-х лет враждебность, упрямство, готовые всегда вырваться наружу, значительно ослабевают. Теперь ребёнок не только хорошо относится к родителям, а чувствует к ним огромную нежность. Дети хотят во всём походить на родителей, делать все, что делают родители, говорить так, как говорят родители. Но он живое существо со своими мыслями, даже если ему иногда приходиться идти против воли родителей и утверждать своё собственное "я". Его любовь не настолько сильна, чтобы вести себя хорошо и во всём слушаться родителей.
Мой сын вёл себя плохо не только со мной, но и с посторонними людьми, а я делала вид, что не замечаю этого, т.к. боялась, что у него возобновятся истерики. Я считала, что сыну ничего не нужно, кроме моей любви, что детей нельзя заставлять подчиняться, нельзя мешать проявлению агрессии по отношению к другим людям. А он становился всё требовательней и капризней. Сначала я сдерживалась, но в конце концов неизбежно взрывалась. Часто пыталась сохранить терпение, когда оно уже иссякло, а ребёнок вёл себя всё хуже и хуже и нуждался в строгом воздействии. Сын чувствовал себя виноватым и хотел, чтобы его остановили. И тогда я стала проявлять твёрдость и не позволять грубить и вести себя неразумно. Этим приучила ребёнка уживаться и с другими людьми. Ведь, уважающие себя родители, не позволят ребёнку ущемлять их права и остановят его до того, как рассердятся сами.
Ребёнок, взрослея переживает те же эмоции, что и взрослый. Часто он становится непослушным, когда испытывает такие естественные эмоции, как печаль, грусть, ревность, гнев, зависть и страх. Задача родителей помочь ему разобраться и пережить эти эмоции. Ведь в детстве дети готовятся к взрослой жизни и то, что он не усвоит и не переживёт в раннем возрасте доставит ему массу хлопот в зрелом возрасте.
Ребёнок печалится и грустит, если сломалась или потерялась игрушка, расстался с любимыми людьми. Это естественные эмоции и дети, которым позволяют печалиться, когда им грустно очень быстро выходят из этого состояния. Если детей заставляют подавлять печаль, то в зрелом возрасте она может превратиться в депрессию, что вызовет многие проблемы.
Зависть – естественное чувство, которое заставляет становиться лучше и добиваться цели. Если детям позволяют свободно выражать зависть, то они учатся превращать её в устремление, в активность и во взрослой жизни уже её не проявляют. Ребёнок должен пережить это чувство в детстве, чтобы потом управлять этой энергией. Когда ребёнку говорят, что зависть – это плохое чувство, он её не переживает, то она со временем превращается в ревность.
Ревность – это могущественное чувство даже у взрослых. Маленький ребёнок страдает от того, что не понимает причину своих мучений. Родители, конечно, не могут предотвратить эту эмоцию, но могут свести до минимума и превратить в здоровое соперничество. С появлением в семье нового ребёнка чувство заброшенности переживают в основном первенцы, т.к. привыкли быть в центре внимания и ни с кем не делить родительскую любовь. Следующий ребёнок более спокойно относится к появлению нового члена семьи. Задача родителей не игнорировать ревность, не пытаться подавить её насильно, не стыдить ребёнка, а помочь ему преодолеть ревность и полюбить малыша.
Следующая эмоция – гнев, т.е. реакция человека на то, что ему не нравится. Надо объяснить ребёнку, чтобы он понял, что в гневе он не должен обижать других. Если ребёнок грубит родителям, они должны немедленно остановить его и настоять на вежливости. В то же время ребёнку можно сказать, что знаете, что он иногда сердится на вас, но вы не злитесь на него за это. Так вы поможете ему преодолеть свой гнев. Когда детям внушают, что воспитанные люди не должны выражать свой гнев, тогда из-за этих зажимов в человеке накапливается злоба, которая и рождает проблемы. Если ребёнку позволить выражать гнев естественно, то он легко его преодолеет и избавится от него.
Ещё одно сильное чувство – это страх, к которому тоже надо относится мудро. В таком возрасте очень часто бывают выдуманные страхи, т.к. у ребёнка богатое воображение, он делает свои собственные выводы и всех сравнивает с собой. Его воображение развилось до такой степени, что он в состоянии представить себя на месте других людей и вообразить те опасности, которым он никогда не подвергался. Не высмеивайте его, не будьте нетерпеливы, не доказывайте словами, что ему нечего бояться. Если он сам об этом заговорит, выслушайте его. Дайте ему почувствовать, что вы хотите его понять, но вы убеждены, что ему ничего не угрожает. Иногда ребёнок избавляется от мучающих его страхов перед определёнными предметами при помощи игр с этими предметами. Если детей воспитывать на том, что страх нельзя испытывать и оберегать от незначительных проявлений страха, то во взрослом возрасте это задавленное состояние превращается в тревогу. А чувство тревоги делает человека неуравновешенным и расшатывает нервную систему.
Некоторые родители ошибочно полагают, что оберегают ребёнка от трудностей, чтобы обеспечить ему безоблачное детство. Родители, чрезмерно опекая своих детей, нарушают их свободное развитие. В результате естественные чувства и эмоции, необходимые для развития личности, зажимаются и деформируются.
Если статья понравилась или вы узнали что-то полезное - подписывайтесь на канал и ставьте лайки.