Найти в Дзене

Как изучать историю?

Оглавление

Ранее мы разбирали утилитарность и актуальность изучения истории, где, хочется верить, были приведены убедительные аргументы в защиту исторической науки. Сегодня же хотелось бы поговорить конкретно о том, как следует подходить к изучению истории.

История - это наука

Начиная изучение истории необходимо определить цели и задачи. Постановка цели имеет под собой ключевой вопрос: зачем конкретно вам нужна история? Для получения профильного образования или может быть это просто личный интерес. Ответ на этот вопрос определяет степень вовлечённости и глубины исследований. Иными словами, если вы просто интересуетесь историей на любительском уровне не претендуя на звание эксперта, то вам вполне будет достаточно научно-популярной литературы или научно-популярных роликов. Если же ваша цель получить профильное образование, то научпопом уже не обойтись и придется работать с массой исторических источников.

После того, как вы определились зачем вам нужна история следует определится с задачами, а именно с объектами интереса: эпоха, регион, предмет, явление и т. д. Нужно по возможности конкретизировать задачу, чтобы не рыспылять внимание и силы на посторонние или смежные темы.

Источник лжет, пока он не доказал обратное

Когда мы определились с целями и задачами можно уже приступать непосредственно к поиску литературы. Делается это для того, чтобы понять что уже изучено и какие данные людям уже известны. Важно отличать историческое исследование от публицистики. Публицист пишет, как правило, свое мнение и подкрепляет его, дай бог, 3-4 источниками(возможно сомнительного происхождения). Но даже самая качественная историческая литература не является историческим источником, а является исследованием на основе источников. Поэтому, если ваша цель состоит в глубоком погружении в историю, то читать и разбирать источники строго обязательно.

Нижем разберем какие же бывают источники.

Документальные источники (законы, указы, акты, чеки, накладные, международные договоры и проч) Это, пожалуй, самый достоверный тип источника, который лишен или почти лишен субъективных оценок лиц, которые его составляли.

Нарративные источники (мемуары, поэмы, летописи, трактаты, хроники и проч). Источники к которым необходимо относится особо критически по причине того, что нарратив представляет собой отражение действительности через призму ощущений и наблюдений конкретного человека или группы авторов. Могут ли люди ошибаться? Разумеется! А может ли автор быть ангажирован и намеренно вводить читателя в заблуждение? Видим сегодня сплошь и рядом! Поэтому к источникам нарративного характера следует относится с повышенной осторожностью.

Материальные источники (археологические находки, антикварные предметы и проч). Здесь все понятно. Мы имеем дело с материальной культурой. И хорошая новость заключается в том, что вещи сами по себе не могут врать и не могут быть ангажированы. Задача исторической науки здесь эти вещи найти, описать, внести в исторический контекст.

Изобразительные источники (гравюры, миниатюры)

Этнографические источники (песни, предания, фольклор).

Как же историки работают с таким огромным массивом источников? Путем перекрещивания, то есть источники постоянно между собой сверяются, ложные отбрасываются, а истинные прочно входят в исторический оборот. Более того, для анализа источников нередко привлекают специалистов по лингвистике, археологии, дипломатике, геральдике и проч. Таким образом, переписывание истории, в принципе, невозможно в том масштабе, в каком об этом рассказывают различные конспирологи.

Без чего нельзя обойтись

История, как и любая другая наука не существует в вакууме, а находится в тесной связке с другими науками, которыми историк никак не может пренебрегать.

Прежде всего это историческая география. Не понимая особенности ландшафта, климата, распределения природных ископаемых едва ли можно по настоящему понять закономерности исторического процесса в том или ином регионе или государстве. Причем важно понимать, что климат и распределение природных ископаемых изменчивы.

Далее у нас идет формальная логика и хотя бы её азами, а именно законами формальной логики, историк, при анализе источников и исследований, должен владеть. Это поможет структурировать мысли, находить противоречия в словах и текстах и более критически относится к написанному или сказанному.

Наконец, будет не лишним ознакомится с таким разделом философии, как гносеология, которая изучает возможности познания мира человеком, саму структуру познавательной деятельности, отношения различных форм знаний и реальности, критерии истинного знания, его происхождение, основы и границы.