Найти тему

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ ПЕДКЛАССОВ

Оглавление

Сколько выпускников педагогических классов и групп поступили в педагогические вузы, и какие специальности пользуются популярностью?

В целом в 2018 году в вузы Беларуси на педагогические специальности поступили 589 человек. Из них воспользовались правом льготного поступления 243. В другие вузы страны в 2018 году поступило 989 выпускников педагогических классов. Таким образом, из 2110 выпускников педагогических классов в 2018 году высшее образование получают 1578 человек (75%).
Почти половина первокурсников БГПУ – медалисты и обладатели дипломов ССУЗов с отличием, выпускники педклассов. Каждый четвёртый первокурсник БГПУ – выпускник педкласса.
На одну треть всех специальностей (11 из 31) зачислены абитуриенты, поступающие без экзаменов (медалисты, выпускники педклассов), а также целевики.
Очень популярны среди абитуриентов филологические специальности. К примеру, на филологическом факультете, на специальности «Белорусский язык и литература» при плане приема 15 человек учатся 6 медалистов, 6 выпускников педклассов и 3 целевика с баллами более 200. Аналогичная ситуация наблюдается на специальностях факультета физического воспитания и в Институте инклюзивного образования.
Студентами специальности «Изобразительное искусство и компьютерная графика» стали абитуриенты с самыми высокими баллами по университету – 375, 364, 325. Свыше 300 баллов имеет треть абитуриентов, зачисленных на специальность «Логопедия». Четыре абитуриента, набравшие более 310 баллов, зачислены на специальность «Математика и информатика». Кстати, у более чем 80% поступивших на эту специальность, балл выше 205. Кроме того, здесь обучаются 10 медалистов и 13 выпускников педклассов.
Так, общий конкурс на специальности «Биология и география», «Спортивно-педагогическая деятельность. Спортивная режиссура» составил 14 человек на место,
«Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)» – 12 человек.
На специальность «Психология» конкурс составил более 11 человек на место,
«Изобразительное искусство и компьютерную графику» – более 7 человек на место,
«Практическая психология» – 4 человека на место.

Имеют ли право студенты БГПУ на культурную самодеятельность ?

Современный вуз не должен ограничиваться организацией обучения по соответствующим образовательным программам. В зону его активности входит и свободное время студентов, и их содержательное общение вне учебных ситуаций, причем как между собой, так и с преподавателями. В этом, в частности, заключается воспитательная функция высшего профессионального учебного заведения, стремящегося подготовить не просто обладающих определенным объемом компетенций людей, но личностно зрелых членов общества с активной и творческой жизненной позицией.
В жизни нашего вуза клубная, культурная, социальная и другие виды деятельности имеют самые различные направления и возможности.
Так, среди традиционных мероприятий у нас реализуется творческий проект ко Дню знаний «БГПУ – мир знаний, мир возможностей!»; фестиваль факультетских и институтских команд КВН БГПУ; творческий просмотр студентов «Большая сцена БГПУ»; праздничная программа «Vivat, Alma Mater!»; концерты и поздравительные акции к Международному женскому дню, ко Дню учителя и др.
Среди проектов, которые только получают свое развитие, уникальным является фестиваль КВН «БГПУ собирает друзей» среди учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Республики Беларусь; фестиваль авангардного стиля и моды «Метаморфозы», направленный на выявление и поддержку талантливой молодежи, популяризацию идей ЮНЕСКО о роли искусства в развитии творческого потенциала личности и общества; конкурс видеофильмов «Мой универ» по созданию видеороликов (от идеи до съемок и монтажа), рассказывающих об университете.
БГПУ выступает соорганизатором духовно-просветительского проекта «Великопостные концерты: возрождение традиций», инициированного минским Свято-Елисаветинским монастырем.
Реализуется проект «Спяваем разам» по организации и проведению концертов белорусской музыки, зарубежной классики в исполнении учебных хоров дневного и заочного отделений факультета эстетического образования.
В прошлом учебном году в нашем университете стартовали и новые проекты:
уникальный проект «Гарбузовы фэст»;
совместный творческий проект народного литературного театра «Жывое слова» и библиотеки БГПУ «Клуб творчых дыялогаў», в рамках которого проходят встречи и общение с известными творческими людьми, проявившими себя в разных видах искусства;
конкурс грации, красоты и артистического мастерства «Мисс БГПУ-2018»;
творческий проект «#ЛюбиТанцуйДыши», посвященный Международному дню танца.
Студенты и преподаватели нашего университета посещают культурные и исторические центры города и республики: театры, музеи, выставки (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Белорусская государственная филармония, Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь, Национальный художественный музей Республики Беларусь и др.); принимают участие в значимых культурных мероприятиях городского, республиканского, международного уровня: церемонии вручения премий «За духовное возрождение» и специальных премий Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства и др.
В университете осуществляют свою деятельность свыше 96 клубных формирований различной направленности (хореографические, вокальные, театральные, инструментальные и др.); народный ансамбль народной музыки, танца и песни «Рэй», народный ансамбль белорусской музыки и песни «Ярыца», народный ансамбль вокально-инструментальной музыки «Спадчына», народный ансамбль цимбалистов «Вярба», народный литературный театр «Жывое слова», народный студенческий театр «Мы».
Радуют своим творчеством и ведущие коллективы БГПУ: танцевальные коллективы «О2» и «Арт-Юнити», мужская вокальная группа «Модус», команда КВН «Лучшие друзья», дуэт аккордеонистов, группа «Бай-Сити».
Участие в такого рода объединениях обогащает жизнь студентов, дает ей еще один контекст, смысловой слой, сферу для самореализации. Именно во внеучебных, личностно интересных и привлекательных, но необязательных занятиях у молодых людей формируются многие личностные новообразования, важные для взросления и обретения статуса самостоятельного, зрелого человека.

Какие есть возможности для занятий научной деятельностью у студентов, а также у молодых специалистов, окончивших университет?

В последние годы в БГПУ происходит возрождение молодежной науки за счет системной работы с талантливыми студентами, магистрантами, аспирантами, молодыми учеными, а также привлечения к этой работе учащихся учреждений общего среднего образования.
Сегодня БГПУ – это широкие возможности для осуществления научно-исследовательской деятельности в различных формах.
Одной из популярных форм вовлечения студенческой молодежи в науку являются студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ). Они представляют собой коллективы увлеченных наукой молодых людей, которые под наставничеством опытных ученых и педагогов работают над конкретной научной проблемой, участвуют в конференциях, семинарах, симпозиумах, вебинарах и других научных мероприятиях, приобретают навыки написания научных работ. За последние годы наметилась тенденция к увеличению СНИЛ (с 21 в 2014 году до 37 в 2017 году). На сегодняшний день в БГПУ работают 43 СНИЛ.
С целью выявления талантливых студентов на факультетах и институтах университета проводится широкий спектр научных мероприятий: конференций, семинаров, предметных олимпиад, студенческих научных чтений, конкурсов профессионального мастерства и др.
Ежегодно в апреле проводится масштабное для нашего университета событие – Декада студенческой науки, которое включает целый ряд интересных мероприятий, в том числе и международного уровня. В 2018 году Декада стала еще более масштабным событием международного уровня. Выросло количество участников, и значительно расширилась география.
Ежегодно студенты университета принимают активное участие в Республиканском конкурсе научных работ студентов. Конкурс проводится с целью активизации научно-исследовательской деятельности студентов.
Таким образом, если студент обладает исследовательской жилкой и трудолюбием, проявляет интерес к научной деятельности, то он может включиться в работу СНИЛ, зарекомендовать себя с лучшей стороны, затем продолжить обучение в магистратуре, а после поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Все в его руках.
Такие студенты чаще всего рекомендуются к включению в банк данных одаренной молодежи, лучшие – поощряются специальным фондом Президента Республики Беларусь. Им назначаются президентские стипендии.
Молодые специалисты, окончившие университет, также могут поступить в магистратуру, а затем и в аспирантуру. Важно, чтобы у них был научный задел и стремление заниматься научной деятельностью.
В БГПУ организовано педагогическое сопровождение студентов, проявивших склонность к научно-исследовательской деятельности и мотивированных на обучение в магистратуре и аспирантуре с оказанием им адресной консультационно-педагогической поддержки. Тематика курсовых и дипломных работ ежегодно обновляется и утверждается с перспективой для дальнейшей разработки в рамках магистерских и кандидатских диссертационных исследований в соответствии с принципом преемственности проблематики научного исследования в системе «магистратура – аспирантура – докторантура».

Будут ли выпускники педагогической группы, пользоваться льготами наравне с выпускниками педагогических классов?

В Указе Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 не разграничиваются выпускники групп и классов педагогической направленности. Полный текст документа по ссылке

Если выпускник педагогического класса поступает в вуз по собеседованию, нужно ли ему сдавать ЦТ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 «Об изменениях в Правилах приема лиц для получения высшего образования первой ступени» указано, что поступать в учреждения высшего образования без экзаменов (ЦТ) имеют право:
«лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической
направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об
образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не
ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных
испытаний, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых
устанавливается Министерством образования (при наличии рекомендации педагогического
совета учреждения образования, которое они закончили, и по результатам собеседования,
проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при условии
последующей обязательной работы по распределению после получения высшего
образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее пяти лет.»; «

На какие специальности можно поступать без ЦТ?

Перечень специальностей представлен в Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 14 апреля 2018 г. № 24. Также специальность можно уточнить в приемной комиссии вуза, в который Вы собираетесь поступать. Тел. приемной комиссии БГПУ 8(017)200-94-17, 200-92-04.

Может ли учащийся, не обучающийся в педагогическом классе, посещать факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию?»

Если есть желание и возможность посещать данный курс факультативных занятий, то, конечно, можно, но это не дает право воспользоваться особыми условиями приема при поступлении на педагогические специальности в вуз, так как льготы касаются исключительно выпускников профильных классов педагогической направленности.

Могут ли студенты БГПУ проходить стажировку за границей?

Да, могут. В рамках программы академической мобильности Эразмус+ наш университет сотрудничает с университетами таких стран, как: Австрия, Италия, Испания, Китайская народная республика, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Эстония и т.д.
Наши студенты имеют возможность пройти стажировку в зарубежных университетах сроком от 3 до 6 месяцев, при условии знания английского, китайского, итальянского или других необходимых языков. Помимо знания языка важны активная жизненная позиция студента, достижения в академической и научной сфере.
Следует отметить, что у студентов нашего университета очень много возможностей пройти стажировку в Китае, так как между БГПУ и Северо-Западным университетом (КНР) подписан договор о реализации программы «включенное обучение».
Безусловно, стажировка в зарубежном университете способствует развитию профессиональных компетенций и является одним из путей развития образования в нашей стране, а наши студенты часто являются носителем передовых идей и для зарубежных университетов.

Каким образом и где осуществляется студенческая практика в БГПУ?

Практика для студентов – важная составляющего учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельности студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования.
Ежегодно в БГПУ проводится около 300 учебных и производственных практик, на которые направляются более 12 000 студентов дневной и заочной формы получения образования. Общая продолжительность практик за весь период обучения студента варьируется от 18 до 26 недель в зависимости от выбранной специальности.
На сегодняшний день в качестве баз для проведения практик по согласованию с Комитетом по образованию Мингорисполкома закреплено 363 учреждения образования. По некоторым специальностям практика проводится также в организациях системы здравоохранения, культуры, спорта и туризма, социальной защиты и др. К руководству практикой привлекаются высококвалифицированные педагоги города. В университете функционирует 55 филиалов кафедр, созданных на базе организаций и учреждений, которые активно используются в качестве экспериментально-опытных площадок для проведения исследований по темам дипломных работ и магистерских диссертаций.
Особенность педагогических практик в БГПУ заключается в их непрерывном характере. В сочетании с теоретическим обучением непрерывная педагогическая практика обеспечивает высокое качество подготовки выпускников. В ее основе лежит принцип «погружения» будущих педагогов в профессиональную среду.
Так, на 1 курсе студенты проходят волонтерскую практику, в процессе которой вовлекаются в непосредственное взаимодействие с учащимися школ, воспитанниками детских домов, специальных учреждений образования. Волонтерская деятельность является важным этапом развития личности студента, способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций, навыков общения с детьми, их родителями, старшими коллегами.
На 2 курсе проходит учебно-ознакомительная практика, которая организуется на протяжении семестра один раз в неделю – «школьный день». В ходе данной практики студенты посещают уроки, оказывают помощь учителям-предметникам в подготовке воспитательных мероприятий, проводят фрагменты уроков, занимаются учебно-исследовательской деятельностью.
На 3 курсе студенты направляются на педагогическую практику в учреждения образования, где пробуют себя в деятельности учителя-предметника, а в летний период выезжают в оздоровительные лагеря, где проходят практику во временных детских коллективах в качестве воспитателей.
На выпускном курсе студенты проходят преддипломную практику, в ходе которой закрепляют знания по всему курсу обучения в вузе.
Такой педагогический «марафон» обеспечивает тесную связь обучения и практики, что является приоритетной задачей, стоящей перед системой образования страны.
При подведении итогов практик факультетами и институтами БГПУ проводятся научно-методические мероприятия. Это мастер-классы, проводимые лучшими учителями города для наших студентов, методические семинары, конференции, вебинары. В образовательном процессе развивается институт тьюторства, который позволяет решать проблему мотивации и индивидуализации обучения, управления учебной, научной и профессиональной деятельностью студентов.
Мы получаем положительные отзывы о работе наших студентов, лагеря и образовательные учреждения заинтересованы в студентах-практикантах из БГПУ.

Реально ли получить общежитие иногородним студентам? И что необходимо студенту, чтобы иметь возможность жить в общежитии все годы учебы?

В БГПУ на сегодняшний день 93% иногородних студентов обеспечены местом для проживания в общежитии. На протяжении последних 6 лет в БГПУ есть традиция, всем иногородним студентам 1 курса предоставляется место для проживания в общежитии.
В дальнейшем получение места в общежитии зависит от ряда факторов, таких как хорошая учеба, участие в общественной, спортивной и научной жизни факультета и университета. Местами в общежитии обеспечиваются студенты, имеющие льготы (студенты имеющие статус детей-сирот, студенты – инвалиды, студенты, которые потеряли одного из родителей, студенты, которые воспитываются матерями-одиночками, студенты из многодетных семей, студенты, которые в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» пользуются правом внеочередного получения места в общежитии.
Какие документы нужно иметь с собой первокурснику для заселения?
Каждый первокурсник во время проведения организационного собрания (в августе) получит право написать заявление установленного образца о предоставлении жилой площади в общежитии. К заявлению нужно приложить копию паспорта (последние 2 страницы и страницу с регистрацией), а также документы, которые будут подтверждать семейные обстоятельства или социально-экономическое положение, о которых будет указано в самом заявлении.
Если студент имеет право внеочередного или первоочередного получения жилой площади в общежитии БГПУ, то обязательно нужно приложить документы (в некоторых случаях копии документов), подтверждающие наличие той или иной льготы.
Если студент не имеет право внеочередного или первоочередного получения жилой площади в общежитии БГПУ, то необходимо приложить справки о жилом помещении, которое занимает семья в своем населенном пункте, о составе семьи, о доходах родителей за 12 месяцев на момент выдачи таких справок. Остальные документы прилагаются студентам по желанию, учитывая обстоятельства своей конкретной жизненной ситуации.

Что должно входить в портфолио?

Структура и содержание портфолио «Я – педагог» зависят от договоренности между Вами и педагогом, ведущим факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию».
Мы можем порекомендовать собирать комплексное портфолио, состоящее их 4 разделов:
I раздел — «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об обучающемся, которые он может представить любым способом.
II раздел — «Личные достижения». В этом разделе должны быть размещены индивидуальные достижения (образовательные, творческие, спортивные и др.) обучающегося.
III раздел — «Портфолио работ» — включает собрание исследовательских, проектных, творческих работ обучающегося, описание основных форм и направлений его активности, результатов педагогических проб.
IV раздел – «Рефлексивный» ‑ содержит рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, родителей, результаты рефлексии и самооценки самого обучающегося.

Предполагается, что все разделы портфолио будут наполняться постепенно, в процессе изучения факультатива в X и XI классах.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио; достоверность сведений, представленных в портфолио; целостность и завершенность представленных материалов; аккуратность и эстетичность оформления; наглядность.

Портфолио может быть представлено в различных формах:
‑ печатное портфолио, представленное в виде папки;
‑ электронное портфолио, представленное на цифровом носителе информации (CD/DVD Disk, flash-диск), то есть e-portfolio, либо в виде web-сайта, то есть online- portfolio.

Можно ли поступить без экзаменов на педагогические специальности после 9 классов?

Льготы при поступлении предусмотрены только для выпускников 11 педагогического класса/группы и только в высшие учебные заведения на педагогические специальности.

По какому профильному предмету должна быть отметка не ниже 8 баллов, который был профильным в школе, или на который я поступаю?

Если ученик педагогической группы учится в профильном физико-математическом классе и решит поступать на химический факультет, то по какому профильному предмету у него должна быть отметка «8», по химии или по физике и математике? Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 «Об изменениях в Правилах приема лиц для получения высшего образования первой ступени» в аттестате должна быть отметка не ниже 8 баллов только по тому предмету, на который поступает абитуриент, и не важно, какие предметы вы изучали в школе на повышенном уровне, т.е. в вашем случае, при поступлении на химический факультет, по химии. По всем остальным учебным предметам отметки должны быть не ниже 7 (семи) баллов.

Как проходит собеседование с выпускниками педагогических классов (групп) при поступлении на педагогические специальности в вуз?

Собеседование с выпускниками педагогических классов (групп) при поступлении на педагогические специальности в вуз проводится на основании «Инструкции о порядке проведения собеседования с абитуриентами из числа лиц, прошедших обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при поступлении на педагогические специальности высшего образования I ступени».
Подробнее