1. Слова от частого повторения сглаживают остроту восприятия самих себя, делаются привычными, герметизируют очевидные смыслы и пребывают в воспринимающем сознании как нечто само собой разумеющееся и совершенно непонятое. Опасность такого положения в том, что слова перестают даже и нуждаться в понимании, они сами себя разумеют, выступают как наличный факт, как вещь, которая должна быть принята в назначенной ею себе самой специфике. Вот почему одни и те же тексты надо перечитывать время от времени с предельной внимательностью.
Обратимся к В. И. Ленину.
2. Мне доводилось уже разбирать нелепость аргументации Ф. Энгельса в пользу его известного тезиса. Но вот как об этом пишет В. И. Ленин.
«Не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы» [Ср.: «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Ф. Энгельс. Эмигрантская литература. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 18. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 509).], так говорили величайшие представители последовательной демократии XIX века, Маркс и Энгельс, ставшие учителями революционного пролетариата. И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий. Именно потому, что мы хотим её, мы говорим: нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), «защищать отечество» иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины; — нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии, ибо царизм не только угнетает эти 9/10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами».
Ленин, В. И. О национальной гордости великороссов. — Ленин, В. И. Полн. собр. соч. — 5 изд. В 55 томах. Т. 26. М.: Издательство политической литературы. 1969. Сс. 106 — 110.
3. А вот ещё одно страстное слово Ильича в пользу гражданской войны.
«Во главе одной группы воюющих наций стоит немецкая буржуазия. Она одурачивает рабочий класс и трудящиеся массы, уверяя, что ведёт войну ради защиты родины, свободы и культуры, ради освобождения угнетённых царизмом народов, ради разрушения реакционного царизма. А на деле именно эта буржуазия, лакействуя перед прусскими юнкерами с Вильгельмом II во главе их, всегда была вернейшим союзником царизма и врагом революционного движения рабочих и крестьян в России. На деле эта буржуазия вместе с юнкерами направит все свои усилия, при всяком исходе войны, на поддержку царской монархии против революции в России.
На деле немецкая буржуазия предприняла грабительский поход против Сербии, желая покорить её и задушить национальную революцию южного славянства, вместе с тем направляя главную массу своих военных сил против более свободных стран, Бельгии и Франции, чтобы разграбить более богатого конкурента. Немецкая буржуазия, распространяя сказки об оборонительной войне с её стороны, на деле выбрала наиболее удобный, с её точки зрения, момент для Войны, используя свои последние усовершенствования в военной технике и предупреждая новые вооружения, уже намеченные и предрешённые Россией и Францией.
Во главе другой группы воюющих наций стоит английская и французская буржуазия, которая одурачивает рабочий класс и трудящиеся массы, уверяя, что ведёт войну за родину, свободу и культуру против милитаризма и деспотизма Германии. А на деле эта буржуазия на свои миллиарды давно уже нанимала и готовила к нападению на Германию войска русского царизма, самой реакционной и варварской монархии Европы.
На деле целью борьбы английской и французской буржуазии является захват немецких колоний и разорение конкурирующей нации, отличающейся более быстрым экономическим развитием. И для этой благородной цели «передовые», «демократические» нации помогают дикому царизму ещё более душить Польшу, Украину и т. д., ещё более давить революцию в России.
Обе группы воюющих стран нисколько не уступают одна другой в грабежах, зверствах и бесконечных жестокостях войны, но чтобы одурачить пролетариат и отвлечь его внимание от единственной действительно освободительной войны, именно гражданской войны против буржуазии как «своей» страны, так и «чужих» стран, для этой высокой цели буржуазия каждой страны ложными фразами о патриотизме старается возвеличить значение «своей» национальной войны и уверить, что она стремится победить противника не ради грабежа и захвата земель, а ради «освобождения» всех других народов, кроме своего собственного.
Но чем усерднее стараются правительства и буржуазия всех стран разъединить рабочих и натравить их друг на друга, чем свирепее применяется для этой возвышенной цели система военных положений и военной цензуры (гораздо более преследующей даже теперь, во время войны, «внутреннего», чем внешнего врага), — тем настоятельнее долг сознательного пролетариата отстоять свое классовое сплочение, свой интернационализм, свои социалистические убеждения против разгула шовинизма «патриотической» буржуазной клики всех стран. Отказаться от этой задачи значило бы со стороны сознательных рабочих отказаться от всех своих освободительных и демократических, не говоря уже о социалистических, стремлений».
Ленин, В. И. Война и российская социал-демократия. — Ленин, В. И. Полн. собр. соч. — 5 изд. В 55 томах. Т. 26. М.: Издательство политической литературы. 1969. Сс. 15 — 17.
В запале страсти В. И. Ленин тут договаривается до гражданской войны не только против «своей», но и против «чужой» буржуазии. Видимо, экспорт гражданской войны имелся в виду, ведь нельзя начать гражданскую войну в стране, не будучи её гражданином; это уже будет просто интервенция. Но как же это близко нашему времени, богатому цветными революциями с последующими гражданскими войнами! Ильич несомненно опережает время в худших формах политической демагогии и политической практики, выступает замечательным пророком худшего как всеобщего блага, атеистическим политическим Сатаной. Но уж такой Ильич!
4. Этих материалов вполне достаточно, чтобы сполна уяснить и оценить позицию политика.
Ценности у него отрицательные. Главное в его жизни — то, что он ненавидит. А ненавидит он царизм. На нём и сосредоточивается.
«... Нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), «защищать отечество» иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины; — нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии, ибо царизм не только угнетает эти 9/10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами».
Знаменательный текст! Худшие враги родины — монархия, помещики и капиталисты своего отечества. Пусть так. И какой из этого вывод? «Нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии». Можно было бы обобщить такую рекомендацию великороссам как указание всеми, буквально всеми средствами попытаться нагадить царизму в рояль, пусть весь мир после этого слушает и слышит музыку царизма, особенно уловляя её пафос, её имперский дух... А если обобщать менее эмоционально, но не менее трезво, то сие есть призыв к менее худшим, — то есть к Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии, — поработать в деле разрушения царизма, а российским пролетариям и социал-демократам — посочувствовать Четверному союзу, пожелать ему всяческих успехов. Болеть за него! Действительно, если главное зло — царизм и его сателлиты (помещики и капиталисты), то всё что способствует его поражению, есть благо или заключает в себе благо — благо разгрома царизма, повержения его во прах.
5. Ради этой ценности В. И. Ленин готов был пожертвовать многим, почти, можно сказать, всем. Меньше всего его волнуют родина, страна, земля, народ. И заложить их в политическом торге или заложить под них динамит в политической борьбе он всегда готов.
5.1. Для него гражданская война — благо в сравнении с войной империалистической. Кстати, в Гражданскую войну в 1918 — 1922 годах населения России полегло на полях сражений и от разрухи с голодом существенно более, чем за всю Первую Мировую войну, вполне бессмысленную, но менее кровавую.
5.2. Он не просчитывает, а точнее — умалчивает, что, воюя на поражение царизма, противники Николая II, Германия и Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария, воюют вовсе не только против царизма, они воюют также и против Великороссии, и против России вообще. Им не столько оплеух лично Николаю II желательно надавать, так они с Николаем Александровичем Романовым ни за что и не поступили бы, им гораздо интереснее воспользоваться ресурсами Российской Империи. А оккупация России немцами — такое ли уж благо в сравнении с текущим царизмом? Или ты рассчитываешь в поверженной врагом стране договориться с менее худшим, по твоему ранжиру, врагом о своей власти в этой стране? И твоя политика после этих договорённостей не будет продажной и компрадорской?! Будет независимой и будет проводиться тобой во благо России и россиян? Кто ж тебе позволит такое в завоёванной врагом стране? Для того ли он её завоёвывал?
5.3. Этот поиск и нахождение менее худших, а стало быть и более лучших, чем самое дно зла, весьма похоже на выявление умеренных террористов в Сирии и активное с ними сотрудничество против худшего зла, Б. Асада.
Ещё пикантнее другое сравнение. Ориентация на внешнюю силу в борьбе с внутренними врагами, призыв к посольству США в Москве и их Госдепу в Вашингтоне в качестве внешней силы помочь в разгроме «энтих» внутренних врагов и деспотов завершается, в случае удачи, появлением новой колонии у США и её нещадным ограблением. И это гораздо хуже грабежа населения России текущей туземной властью хотя бы по локальным соображениям и обстоятельствам места и образа действия: дотянуться до туземной власти в Москве россиянам несоизмеримо проще, чем до власти метрополии в Вашингтоне.
И самая простая аналогия такая. Коррумпированная полиция есть несомненное зло. Давайте мыслить бандитов как врагов полиции и пожелаем им всяческих успехов в разрушении полиции, в её полном поражении. Вы думаете, что власть бандитов в стране, ежели она наступит, ограничится победой над полицией, худшим злом?
6. А в каком случае превращение войны империалистической в гражданскую мыслимо как демократическая реальность и социалистическое благо для страны? (1) В случае осознания всеми рядовыми участниками войны необходимости такого метаморфоза, а после осознания необходимости — (2) в синхронизации поворота штыков на 180°, (3) превращения фронта в тыл, тыла во фронт, (4) свержения национальных правительств и (5) установления диктатуры пролетариев во всех странах, участвующих в мировом военном конфликте.
Разумеется, в таком разъяснённом виде сие есть не просто верное теоретическое построение, но одновременно и безмерное фантастическое мечтание, ибо никогда угнетённые классы не показывали и не покажут лучшую самоуправляемость и лучшую самосогласованность и солидарность действий в интернациональной борьбе против национальных правительств да ещё в жесточайших условиях войны, чем управляемость и согласованность внутри самих этих управляющих и угнетающих классов ради нужного им управления управляемых и потребного им угнетения угнетаемых.
«Обе группы воюющих стран нисколько не уступают одна другой в грабежах, зверствах и бесконечных жестокостях войны»... Да-да-да!.. Так как это соревнование в зверстве осуществляется? Члены правительств враждующих стран идут друг на друга стенка на стенку, всё более ожесточаясь и ожесточаясь «по мере ходьбы»? Нет, конечно. Осуществляются все грабежи, зверства и жестокости руками матросов и солдат, то есть тех же рабочих и крестьян, которые и составляют большую часть народа той или иной из враждующих стран. И вы, Владимир Ильич, хотите, чтобы после всех свершённых зверств непосредственные их исполнители мило побеседовали друг с другом, проявили друг к другу внимание и понимание и разом развернули штыки против своих правительств? Правительства могут считать своих и чужих граждан дураками, куклами, зомби, пушечным мясом... Это так. Если у них получается гнать людей на бессмысленную войну и заставлять их там убивать друг друга, то до некоторой степени они правы в таком отношении к своим и чужим гражданам. Пока всерьёз не получат от своих или чужих граждан по шапке и кованым сапогом пониже спины, такое отношение к своим и чужим гражданам им сходит с рук. Но у В. И. Ленина-то изо всех щелей его страстного призыва брызжет лютый, клинически чистый, ядовитейший волюнтаризм. Никакому национальному правительству и не снилось такое откровенное пренебрежение к людям, такое желание манипулировать ими во что бы то ни стало, манипулировать гораздо более жёстко и откровенно, чем это делают национальные правительства!.. «А теперь давайте-ка мне гражданскую войну вместо империалистской! Поворачивайте-ка штыки. Хватит, в эту сторону уже достаточно потыкали!»
А если этого одновременного и массового выступления участников войны против своих правительств не будет, если на такое решится только одна страна, Россия, то число направленных против России германских штыков просто увеличится на число направленных против России русских штыков. На русских штыках русских рабочих и крестьян немцы войдут в Россию. После этого не будет, разумеется, царизма или как там решат немцы, но не будет и России, будут одни немцы и их обширная колония с подчинённым им колониальным народом.
7. «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т. е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов».
Как, по Ильичу, надо любить родину, её язык, мы только что ознакомились. Человек высказался откровенно, дыбой его не гнули и за язык его никто не тянул. Анализ его слов проведён с предельным моим вниманием к деталям.
А сравнивая малое с великим касательно отечества и населения России, следует сказать, что Д. А. Медведев в сравнении с В. И. Лениным — «наивный как ботва» политический приготовишка, замшелый камчадал и туповатый заднескамеечник. Учитывайте политические масштабы личностей. И меру вреда от них. Учитывайте!
2016.08.06.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/936-демагог-пораженчества/661296764039913/