Найти тему

Нюрнбергский процесс или последствия суда века

Сегодня мир сталкнулся с новыми вызовами, среди которых - международный терроризм, распространение ядерного оружия, наркотиков, транснациональная преступность. Делаются попытки перечеркнуть принципы международного права, но зачастую они не к чему не приводят. Главный урок Нюрнберга - это необходимость объединения всех государств для борьбы с всемирным злом. О нем сего
будет речь.

Пару слов о самом процессе...

В результате Нюрнбергского процесса (14.11.1945-01.10.1946 гг.) над главными военными преступниками Второй мировой войны Международный военный трибунал (МВТ) осудил 24 главарей гитлеровской Германии, причем 12 из них были приговорены к смертной казни. Также были признаны преступными ряд фашистских организаций.

МВТ в Нюрнберге рассматривал дела тех военных преступников, которые не были связаны с определенным географическим местом. Преступники, действия которых были связаны с определенным географическим местом, подлежали суду в тех государствах, где ими были совершены преступления. Но хватит говориь о самом процессе. Каковы же были уроки Нюрнберга, какую роль сыграло это событие в жизни человечества, как оно повлияло на его развитие, а также какие выводы можно сделать из Нюрнбергского процесса сегодня, применительно к событиям нынешнего дня?

Предыстория Нюрбергского процесса.

Вторая мировая война принесла чудовищные потери: 150 млн. убитых, раненых и искалеченных, разрушение тысяч городов и других населенных пунктов. Европа потеряла убитыми в два с лишним раза больше, чем за предыдущие 350 лет. После окончания мировой бойни перед европейскими народами встали новые проблемы: возвращение на родину миллионов угнанных жителей и военнопленных, восстановление разрушенной гитлеровской Германией государственности и экономики европейских стран. Но главной задачей было показать народам всех стран, и в первую очередь народу немецкому, преступную политику правящей верхушки гитлеровской Германии, ввергнувшей Европу в губительную войну, избавить человечество от изуверской фашистской идеологии. И это имело огромное значение для будущего человечества. С одной стороны, это способствовало демократическим преобразованиям в самой Германии и в ее странах-сателлитах, а с другой - являлось предупреждением о неотвратимой и суровой ответственности тем, кто совершит агрессию или иные международные преступления. Все эти действия были ориентированы на предотвращение третьей мировой войны. Решению этих задач должен был способствовать и Нюрнбергский процесс.

Нормативно-правовые акты трибунала.


Правовую основу Нюрнбергского трибунала составили: Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства от 30 октября 1943 г., Берлинская декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Соединенного Королевства, США и Временным правительством Франции от 2 августа 1945 г., Лондонское соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников Второй мировой войны от 8 августа 1945 г. и непосредственно Устав Нюрнбергского трибунала [1, с. 151-159].

Устав Трибунала предусматривал три категории преступлений, влекущих индивидуальную ответственность: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, против чего с весомыми аргументами выступали представители защиты обвиняемых, решительно отрицавшие существование в международном праве юридических норм об индивидуальной международной уголовной ответственности за агрессивную войну, поскольку, по их мнению, ответственность в этом случае может нести только государство.

Необходимым условием международной уголовной ответственности индивидов за преступление против мира было появление в международном праве принципа запрещения агрессивной войны и характеристики ее как международного преступления. Такой принцип появился между двумя мировыми войнами. Статус Лиги Наций, который запрещал (хотя и не полностью) прибегать к войне, был значительным шагом вперед по сравнению с Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении споров. В проекте договора о взаимной помощи, принятом Ассамблеей Лиги Наций в 1923 г., провозглашалось, что «агрессивная война есть международное преступление». В Декларации об агрессивных войнах, принятой Ассамблеей Лиги Наций в 1927 г., агрессивная война также квалифицируется как международное преступление. Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны «в качестве орудия национальной политики» обязывал государства разрешать их споры только мирными средствами. К 1939 г. около шестидесяти государств, включая Германию, стали участниками этого пакта.

Вскоре принцип запрещения агрессивной войны, закрепленный во многих международных документах, обрел качество общепризнанного принципа, что отныне недвусмысленно и однозначно возлагало международно-правовую ответственность на государства за развязывание агрессивной войны. Поэтому Трибунал имел достаточные основания сослаться в своем приговоре на содержащийся в пакте 1928 г. «торжественный отказ от войны как инструмента национальной политики», с необходимостью предполагающий, что «такая война является беззаконной в соответствии с международным правом и что те, кто планирует такую войну с ее неизбежными и ужасными последствиями, действуя таким образом, совершают тягчайшее преступление».

В качестве основания для осуществления Трибуналом юрисдикции в отношении военных преступлений была использована также Женевская конвенция 1929 г. о защите жертв войны и Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, хотя эти договоры и не предусматривали возможности применения уголовных санкций.

В Уставе МВТ были сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления трех видов, так и конкретное содержание этих видов преступлений. На первое место среди преступлений были поставлены преступления против мира, т. е. планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, либо войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев ведения войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство либо для других целей гражданского населения оккупированных территорий; в убийствах или истязаниях военнопленных, раненых, больных и лиц из состава вооруженных сил, потерпевших кораблекрушение на море; в убийствах заложников, ограблении общественного или частного имущества (собственности); в бессмысленном разрушении городов и деревень, разорении, не оправданном военной необходимостью.

Преступления против человечности - это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления, либо любые преступления, подлежащие юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Последствия трибунала.
По окончании Нюрнбергского процесса Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) единогласно приняла резолюцию, где было зафиксировано, что ГА ООН подтверждает принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении Трибунала.



ли: Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства от 30 октября 1943 г., Берлинская декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Соединенного Королевства, США и Временным правительством Франции от 2 августа 1945 г., Лондонское соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников Второй мировой войны от 8 августа 1945 г. и непосредственно Устав Нюрнбергского трибунала [1, с. 151-159].

Устав Трибунала предусматривал три категории преступлений, влекущих индивидуальную ответственность: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, против чего с весомыми аргументами выступали представители защиты обвиняемых, решительно отрицавшие существование в международном праве юридических норм об индивидуальной международной уголовной ответственности за агрессивную войну, поскольку, по их мнению, ответственность в этом случае может нести только государство.

Необходимым условием международной уголовной ответственности индивидов за преступление против мира было появление в международном праве принципа запрещения агрессивной войны и характеристики ее как международного преступления. Такой принцип появился между двумя мировыми войнами. Статус Лиги Наций, который запрещал (хотя и не полностью) прибегать к войне, был значительным шагом вперед по сравнению с Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении споров. В проекте договора о взаимной помощи, принятом Ассамблеей Лиги Наций в 1923 г., провозглашалось, что «агрессивная война есть международное преступление». В Декларации об агрессивных войнах, принятой Ассамблеей Лиги Наций в 1927 г., агрессивная война также квалифицируется как международное преступление. Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны «в качестве орудия национальной политики» обязывал государства разрешать их споры только мирными средствами. К 1939 г. около шестидесяти государств, включая Германию, стали участниками этого пакта.

Вскоре принцип запрещения агрессивной войны, закрепленный во многих международных документах, обрел качество общепризнанного принципа, что отныне недвусмысленно и однозначно возлагало международно-правовую ответственность на государства за развязывание агрессивной войны. Поэтому Трибунал имел достаточные основания сослаться в своем приговоре на содержащийся в пакте 1928 г. «торжественный отказ от войны как инструмента национальной политики», с необходимостью предполагающий, что «такая война является беззаконной в соответствии с международным правом и что те, кто планирует такую войну с ее неизбежными и ужасными последствиями, действуя таким образом, совершают тягчайшее преступление».

В качестве основания для осуществления Трибуналом юрисдикции в отношении военных преступлений была использована также Женевская конвенция 1929 г. о защите жертв войны и Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, хотя эти договоры и не предусматривали возможности применения уголовных санкций.

В Уставе МВТ были сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления трех видов, так и конкретное содержание этих видов преступлений. На первое место среди преступлений были поставлены преступления против мира, т. е. планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, либо войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев ведения войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство либо для других целей гражданского населения оккупированных территорий; в убийствах или истязаниях военнопленных, раненых, больных и лиц из состава вооруженных сил, потерпевших кораблекрушение на море; в убийствах заложников, ограблении общественного или частного имущества (собственности); в бессмысленном разрушении городов и деревень, разорении, не оправданном военной необходимостью.

Преступления против человечности - это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления, либо любые преступления, подлежащие юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Последствия трибунала.
По окончании Нюрнбергского процесса Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) единогласно приняла резолюцию, где было зафиксировано, что ГА ООН подтверждает принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении Трибунала.


Последствия трибунала.


По окончании Нюрнбергского процесса Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) единогласно приняла резолюцию, где было зафиксировано, что ГА ООН подтверждает принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении Трибунала.

Немецкий народ, значительная часть которого была оболванена гитлеровской пропагандой, начал осознавать губительные последствия нацистского режима, когда война пришла в Германию: его также коснулись уничтожение городов и сел, разрушение промышленности, гибель мирного населения.

После капитуляции Германии союзники, осуществляя ее оккупацию, начали искоренять нацистский режим и его идеологию: нацистские законы были отменены; лица, проводившие в жизнь гитлеровскую политику и совершавшие преступления, привлекались к ответственности; проводилась денацификация, искоренение расовой теории и других «доктрин» фашизма, который был запрещен, а его проявления рассматривались как уголовное преступление.

С правовой точки зрения процесс ознаменовал качественно новый этап в развитии норм послевоенного международного права и новых принципов. Если рассматривать направления, по которым шло развитие международного права под воздействием Нюрнбергского процесса, то можно отметить следующее.


По окончании Нюрнбергского процесса Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) единогласно приняла резолюцию, где было зафиксировано, что ГА ООН подтверждает принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении Трибунала.

Немецкий народ, значительная часть которого была оболванена гитлеровской пропагандой, начал осознавать губительные последствия нацистского режима, когда война пришла в Германию: его также коснулись уничтожение городов и сел, разрушение промышленности, гибель мирного населения.

После капитуляции Германии союзники, осуществляя ее оккупацию, начали искоренять нацистский режим и его идеологию: нацистские законы были отменены; лица, проводившие в жизнь гитлеровскую политику и совершавшие преступления, привлекались к ответственности; проводилась денацификация, искоренение расовой теории и других «доктрин» фашизма, который был запрещен, а его проявления рассматривались как уголовное преступление.

С правовой точки зрения процесс ознаменовал качественно новый этап в развитии норм послевоенного международного права и новых принципов. Если рассматривать направления, по которым шло развитие международного права под воздействием Нюрнбергского процесса, то можно отметить следующее.


По окончании Нюрнбергского процесса Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) единогласно приняла резолюцию, где было зафиксировано, что ГА ООН подтверждает принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении Трибунала.

Немецкий народ, значительная часть которого была оболванена гитлеровской пропагандой, начал осознавать губительные последствия нацистского режима, когда война пришла в Германию: его также коснулись уничтожение городов и сел, разрушение промышленности, гибель мирного населения.

После капитуляции Германии союзники, осуществляя ее оккупацию, начали искоренять нацистский режим и его идеологию: нацистские законы были отменены; лица, проводившие в жизнь гитлеровскую политику и совершавшие преступления, привлекались к ответственности; проводилась денацификация, искоренение расовой теории и других «доктрин» фашизма, который был запрещен, а его проявления рассматривались как уголовное преступление.

С правовой точки зрения процесс ознаменовал качественно новый этап в развитии норм послевоенного международного права и новых принципов. Если рассматривать направления, по которым шло развитие международного права под воздействием Нюрнбергского процесса, то можно отметить следующее.

Если обратиться к белорусскому законодательству, то Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. содержит специальный раздел (VI) относительно преступлений против мира, безопасности человечества и военные преступления, включающий среди прочего планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны, совершение военных преступлений, геноцида и др. Изданы законодательные акты о борьбе с терроризмом. В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях внесено дополнение об ответственности за пропаганду и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики; изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов.

Заключение. Сегодня мир сталкивается с новыми вызовами, среди которых - международный терроризм, распространение ядерного оружия, наркотиков, транснациональная преступность. Делаются попытки перечеркнуть такие принципы международного права, как запрет прибегать к войне, невмешательство во внутренние дела государств, право народов определять свое политическое и общественное устройство без давления извне. Главный урок Нюрнберга - это необходимость объединения всех государств для борьбы со стремлением установить мировое господство, чего добивалась гитлеровская Германия. Нюрнберг также напоминает: тех, кто игнорирует международное право, нарушает его, совершает международные преступления, неминуемо ждет возмездие.