Найти тему

Нужен ли в организации специалист ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения?

Этот вопрос очень часто встает перед руководителями организаций различных форм собственности, которые в своей хозяйственной деятельности используют автомобильный транспорт либо вовсе являются автотранспортными организациями. К сожалению, как показывает практика, однозначный ответ на него не могут дать даже представители структур, призванных осуществлять контроль за деятельностью таких организаций.

Итак, нужен ли на предприятии (в организации, учреждении и тд.) специалист ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения? Постараюсь в этой статье коротко ответить на этот вопрос, опираясь на нормативно-правовые акты и личный опыт.

На предприятиях, использующих автомобильный транспорт (легковые автомобили, автобусы, грузовики) ни как не обойтись без структурного подразделения, которое должно курировать и координировать работу данного транспорта и водителей, даже если проводить самый минимум мероприятий, таких как: организация медицинских осмотров и медицинских освидетельствований водительского состава (можно конечно переложить эту работу на отдел кадров или службу охраны труда); организация и проведение инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировок водительского состава; организация работы диспетчерской службы (предрейсовые инструктажи, оформление путевой документации); организация предрейсовых (а в некоторых случаях и послерейсовых) медицинских осмотров; организация работы службы предрейсового контроля технического состояния транспортных средств; обеспечение и учет ГСМ; организация плановых и внеплановых ТО и ремонтов; профилактика, разбор и анализ ДТП и нарушений ПДД; организация повышения водительского мастерства и многое другое, в зависимости от задач самого предприятия.

-2

Какова же структура данного подразделения? Возможно с этими задачами справляется один человек (если на предприятии два – три автомобиля), а возможно это группа специалистов, каждый из которых выполняет свои должностные инструкции. Вот на одного из этих специалистов (как правило на руководителя подразделения) и возлагаются обязанности специалиста по безопасности дорожного движения. Это номинально, и вытекает из задач поставленных перед подразделением и предприятием в целом. Этот специалист может быть кем угодно, хоть юристом, хоть бухгалтером. И вовсе не обязательно ему называться специалистом по безопасности дорожного движения по штатному расписанию, достаточно прописать функционал в должностной инструкции.

Но когда же просто необходим именно «специалист по безопасности дорожного движения» и чем он отличается от «не специалиста»? Согласно пункта 16. Приказа Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287

"Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. В том же пункте 16 четко прописан минимум того, что специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен знать и уметь.

Именно такое должностное лицо должно быть на предприятии, если данное предприятие «осуществляет перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)». Данное требование содержится в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". (ст.20, п.2). Поэтому если на Вашем предприятии используется автомобильный транспорт не попадающий под указанную категорию, Вы можете и вовсе не назначать специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Таково моё мнение по данному вопросу. Ваши комментарии.