В прошлых статьях я рассказал о том, как гениальный русский композитор Владимир Вавилов выдавал свои произведения (такие как Ave Maria и «Город золотой») за мелодии средневековых музыкантов.
Сегодня хочу показать, что этот случай не единичный. Есть еще истории, до боли похожие. Расскажу об одной из самых известных.
Любители классической музыки прекрасно знают замечательное произведение, вышедшее в 1958 году под таким названием: «Ремо Джацотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрового баса Томазо Альбинони».
https://www.youtube.com/watch?v=kn1gcjuhlhg
Все остальные просто слышали эту музыку, ибо не слышать ее было практически невозможно. Более 30 кинофильмов, десятки вариаций, исполненных такими знаменитостями, как Хосе Каррерас, Сара Брайтман, Лара Фабиан, Демис Руссос и многими другими. Эта музыка использовалась в телепередачах, во время официальных церемоний на высшем уровне и на похоронах самых обычных людей.
Сам Ремо Джацотто объяснил появление этой мелодии очень романтично. В 1945 году, когда войска союзников жестоко и совершенно необоснованно сносили с лица земли немецкий город Дрезден (об этом можно написать отдельную статью и не одну), на развалинах саксонской библиотеки он нашел два листка с нотами. И надо же было такому случиться, что эти два листка попали в руки именно тому, кому надо.
Джацотто был музыкальным историком, критиком, редактором, музыковедом и даже профессором истории музыки Флорентийского университета. Он сразу понял (не спрашивайте, как он это понял, просто поверьте!), кому принадлежат найденные четыре такта нот для скрипки и генерал-бас. Чтобы было понятно, что это такое, объясню, что в Cредневековье тоже очень боялись плагиаторов, а потому записывали только басовые ноты от партии (basso numerato), а все остальное потом играли по памяти.
В разных вариациях пишут о двух тактах, четырех тактах и шести, но само название произведения, приведенное в этой статье ранее, говорит о «двух фрагментах темы и цифрового баса». Сколько их там было на самом деле, сложно сказать, да и уже не важно.
В одном интервью Ремо Джацотто рассказал журналистам, что нашел эти листки в той самой библиотеке в 1940 году, что полностью расходится с первой красивой версией. Бомбежка и летающие в воздухе горящие два листа с нотами, которые Ремо схватил и затушил в последнюю секунду, конечно, выглядят красивее и бьют наповал.
В любом случае, впоследствии выяснилось, что подобных документов в саксонской библиотеке Дрездена не было, а в каталогах и архивах, куда немцы со свойственной им пунктуальностью вносят каждую страницу, эти две страницы никогда не значились.
Через год после смерти Джацотто известный музыковед, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с коллегой Фолькером Шютцем после длительного исследования сделали вывод в журнале «Praxis des Musikunterrichts» о том, что Альбинони никогда не писал такой музыки, а принадлежит она самому Ремо Джацотто.
Последний помощник Ремо Джадзотто Муска Мангано, правда, рассказал, что нашел у мэтра в особняке ксерокопию рукописи нескольких тактов и партии генерал-баса, причем на этих листках была даже печать библиотеки Дрездена. Однако ученые заявляют, что подлинность этих копий вызывает у них огромные сомнения, а музыковеды отрицают принадлежность записанной там музыки к эпохе барокко.
Зачем Ремо Джацотто выдал эту музыку за композицию Альбинони, мы точно уже не узнаем. В конце своей жизни Джацотто сделал заявление, что это его собственное сочинение, но никаких объяснений так и не дал, и в 1998 году музыканта не стало. Теперь до 2048 года авторские права на произведение будут принадлежать ему и его наследникам. Ведь в любом случае, даже если бы мистификация оказалась правдой и он восстановил по двум тактам чужое произведение, Джацотто можно считать как минимум соавтором.
Ученые подозревают, что эта мистификация сначала нужна была для того, чтобы подогреть интерес к своей работе и прославить Альбинони, который до этого был совершенно неприметной и всеми забытой личностью. А потом, когда музыка триумфально разошлась по всему миру, было уже поздно сдавать назад.
Ремо Джацотто был музыкальным критиком и параллельно писал музыку. Но все ведь знают, что музыкальный критик не может сочинить ничего путного. Заяви он, что написал что-то, кроме иронических ухмылок не получил бы в ответ ничего. А музыку опубликовать очень хотелось.
Видимо, так и родилась идея выдать свое адажио за произведение старинного автора. Плюс немного красивой, практически сказочной истории обретения, и дело в шляпе — дамы вытирают слезы надушенными платочками, мужчины сопят и уважительно склоняют головы перед давно умершим мэтром.
Но сегодня уже никто не сомневается, кто истинный автор этой известной всему миру музыки. Склоним голову перед его памятью и мы.