Часто такое бывало раньше — ходит ребёнок в музыкалку, ходит, а потом выясняется, что всё было зря, и ему уже эта музыкальная школа сидит в печёнках. И к инструменту он, скорее всего, уже больше никогда не притронется. Да, навыки остались. Да, много лет и сил было потрачено на то, чтобы реально овладеть музыкальным инструментом. Но теперь встаёт вопрос: "А для чего это всё было?".
Проводим расследование. Ребёнок говорит, что родители его в музыкалку все эти годы заставляли ходить. Родители открещиваются — показания не сходятся. Выясняется, что уговоры ("ну тебе же ещё год осталось ходить", "ну ты уже столько сил туда потратил(а), почему не закончить?", "пойдём, там же так хорошо — музыка!", "дед не научился на баяне играть, может, хоть ты будешь уметь") тоже считается за "заставляли".
Но ведь родители не говорили прямо ребёнку: "Ты должен ходить, иначе останешься на всю жизнь без сладкого" (хотя может и такое было), но зато они умело пользовались чувством вины ребёнка ("ну да, и правда, всего год остался, чего я, потерпеть не могу?", "и правда, почему? Зато мама будет рада", "раз мама говорит, что там хорошо, это значит, что я плохой, раз мне там не нравится", "если я не буду уметь играть на баяне, мама не будет меня любить"). Справедливо? Едва ли.
Для того, чтобы правильно выбрать кружок, достаточно спросить себя: "А моему ребёнку туда зачем ходить?". В случае с музыкальной школой, ответ родителя был бы примерно: "Ни за чем" ("Чтобы порадовать меня", "Чтобы вырастить силу воли" — силу воли формируют по-другому совсем, "Чтобы просто умел играть на фортепиано, как мама", "Чтобы куда-то ходить" и т.д.). Если для ребёнка данный кружок не представляет никакой ценности а развитии, оттуда надо бежать.
И пусть, например, ребёнку не понравился кружок — значит, не надо туда ходить. Но перед этим можно спросить у ребёнка: "Что тебе там не понравилось?". Если он скажет вам: "Не хочу играть на пианино" — значит, стоит поискать другие занятия. Если он вам скажет: "Не понравилась девочка Маша" — стоит искать другую группу. Если он говорит: "Не понравилась учительница" — значит, и не будет ему там комфортно, и развития он там не получит — надо искать другого преподавателя.
Но для того, чтобы ребёнок вам ответил честно и без прикрас, у вас должен быть с ним определённый уровень доверия. Ребёнок должен знать, что вы его не отругаете, если ему не понравится что-то, а, наоборот, будете на его стороне в вопросе выбора. Он должен быть уверен, что вы не станете его водить насильно в этот кружок или даже просто уговаривать туда ходить.
На самом деле, кружков, занятий и секций у ребёнка может быть хоть триста, и все они должны быть для удовольствия, все должны что-то ребёнку давать. Учиться его и в школе заставляют, но ребёнок должен уметь находить в своей жизни отдушину, и именно в школе такой отдушиной для него может стать любимое дело, в которое он может с головой окунуться после учёбы и как следует отдохнуть.