Мой сын оканчивал университет, где нет военной кафедры. Всё ближе была защита диплома и, соответственно, армия. Всё чаще сын, неизменно улыбаясь, спрашивал меня:
- Мам, а ты действительно меня любишь?
- Действительно, - отвечала я. - Но в армию - пойдёшь...
Кто-то из его знакомых и друзей уже давно решил эту проблему с помощью денег, у кого-то были реальные причины, чтобы в армию не ходить. Я была против липовых справок, и не потому что трудно с финансами. Я просто считала и считаю, что армия для мальчиков - хорошая школа. Ведь сын мог бы подняться по карьерной лестнице до самого президента - а это чёрное пятно с покупным белым билетом могло сломать всю его жизнь. Конечно, мне было страшно. Потому что сын мой - мальчик-праздник, мальчик-любимчик. За всю свою жизнь ни разу не подрался. Как-то у него получалось все конфликты разрешать с помощью юмора и дружелюбия. К тому же он мечтал работать на большом предприятии, а как там с таким мягким характером? И много примеров было в моей жизни таких, от которых я до сих пор в шоке.
Кассирша на нашем предприятии стала оформлять крупный кредит. Разговорились, она расплакалась:
- Ромочка мой, сыночек, петлю на шею надел и говорит: "Мама, я в армию не пойду - сразу повешусь. Так что ищи деньги..."
Как же мне хотелось этого Ромочку вразумить! За мать его бедную, что тянет неработающего дитятю сама, за трусость, за ультиматум. Да не моё это дело, конечно. Сейчас уже несколько лет прошло, в армию он не пошёл, но ничего хорошего с ним не произошло. На крупные предприятия его не брали, а на мелких - платили копейки...
Но речь не о том.
Отгуляли проводы, сын попросился в части подальше от дома - чтобы не ездили мы к нему каждую неделю. Потом об этом пожалел - да поздно.
Я плакала на проводах, а потом слёз не было. Месяц прошёл, другой, третий. А потом ночью такая тоска напала, что слёзы хлынули, и я только просила у Бога: "Только бы его там не били, только бы его там не били..." Армия, сами понимаете, дело такое...
Утром с отёкшими глазами пришла на работу, разговариваем с коллегой, и вдруг у меня звонок с незнакомого номера.
- Алло, мам, привет. Меня здесь никто не бьёт, и не плачь, пожалуйста. Телефон дали на одну минуту, еле упросил, так что просто - не плачь и пока!"
Я так и сползла по стеночке. Коллега за водой побежал, стал окна открывать, суетиться. Говорит: "Что случилось?"
А ничего не случилось. Каким-то образом слёзы мои и мольбы передались сыну. Через три тысячи километров...
Потом я стала себя держать в руках - ведь ему там гораздо сложнее, чем мне.
История моя закончилась хорошо. К сыну мы ездили всё-таки, и невеста к нему ездила. Воинская часть хорошая была, командир хвалил нашего сыночка. Да и сам он стал серьёзнее, собраннее.
Хорошая школа - эта армия, говорит. Конечно, лучше было бы пройти её заочно, но ладно...