«Замок» - одно из самых знаменитых произведений Франца Кафки и один из самых глубоких романов XX века. Он не был закончен писателем и впервые опубликован после его смерти в 1926 году его другом Максом Бродом, но до сих пор не утихают споры о сути этого произведения. Кто живет в «Замке» Кафки? – именно этот вопрос мучит читателя на протяжении всего романа, именно мысль о том, куда же движется главный герой, некий землемер К., достигнет ли он Замка, откроются ли пред ним двери и кого он мог бы там увидеть.
Необычность и гениальность романа заключается в соединении абсурда и реальности. Абсурд здесь настолько реален, что возник, наверняка, из абсурдной реальности. Как ни парадоксально это звучит.
Землемер приходит в Деревню и пытается попасть в Замок: «К. шел вперед, не сводя глаз с Замка, - ничто другое его не интересовало.» При этом независимо от того, сколько шел К., достичь цели становилось невозможно: « Замок …отдалялся все больше и больше». Когда же герой просит выяснить по телефону, можно ли явиться в Замок, получает решительный отказ: "Нет! Ни завтра, ни в другой день."
Весь сюжет романа строится вокруг невозможности попасть в Замок, о Замке говорят, есть люди, которые могут передать туда сообщение, но прямого контакта нет, и не может быть. Чем больше герой стремится попасть в Замок, тем больше от него отдаляется.
Кто же там скрывается? На мой взгляд, Замок – это воплощение государственной канцелярии, в которой нет места простому человеку. Нет души, нет чувств, есть документы, правила, слежка, доносы – система бюрократии во всей красе. Понимая бессмысленность и бесцельность стараний К., задумываешься о рутине жизни, о тотальном одиночестве человека в этом страшном мире.
Рисуя абсурдность ситуации, в которую попадает герой, Кафка вскрывает для нас сложные психические процессы. В Деревне отвергнутой всеми становится семья Варнавы, которая пошла против системы, но только с этими людьми К. может поговорить. Машина бюрократии неумолима. Читать роман тяжело, потому что от него веет беспросветностью. Но только ли о бюрократии в нем речь?
Кафка не был бы Кафкой, если бы смысл его романа был прямолинеен и однозначен. Петр Алешковский, например, считает, что Замок – это образ Небесной канцелярии, а дорога к Замку – это дорога к Богу, но прийти к нему нет возможности. Человек и Бог, герой получает маленькие кусочки правды через посредников-пророков, при этом ощущая бессмысленность своей жизни.
Герой Кафки страдает, он состоит из сплошных рефлексий, он откликается на каждый зов мира.
Кафка написал притчу об отчуждении. Наверное, каждый может открыть свои смыслы в этой обыденной фантасмагории. Кто-то увидит в романе страшную бюрократическую систему, которая не замечает человека и убивает всё человеческое в нем, другой – поймет, как тщетны наши устремления к Богу. Не случайно, беда XX века – Бога нет, Бог умер. Человек одинок.
Возможно, отчуждение и есть свобода. А над всем высится замок.
Чем больше пытаешься понять глубинный смысл романа, тем дальше отдаляешься от него. Похожий сюжет, не так ли?
Макс Брод когда-то сказал, что «благодаря Кафке стала ясна неясность человеческой жизни». Кто же живет в «Замке» Кафки? Тот, кто нам так необходим и при этом так недостижим, тот, кто реален и в то же время призрачен, там живет надежда и мрачное осознание невозможности что-то изменить.
Каждый населяет Замок Кафки своим смыслом и наполняет им свою жизнь. А какие тайны открылись вам после прочтения «Замка» Кафки? А может знакомство с романом ещё предстоит? Если вам было о чем поразмышлять, подписывайтесь на мой канал «Книжное послевкусие».