...А ведь до Петра Первого Великаго и впрямь было нечто подобное. Папа его, Алексей Тишайший начал церковь ломать, а сынок то продолжил.
Так вот, как было, слушайте, други. Была церковь, представьте себе, ничем иным, как знатным местом народного собрания. Где, вдругорядь после высокого-горнего, все можно было земное-мирское в миру обговорить, чтоб после справно сладить. И священником там службу вел как правило, человек из местных. Кто грамоте разумел, да сердцем добр был, не гневлив, да подход к людям разным имел. И всех на селе-пригороде добре знал. Как правило, брали туда из поповичей. Все уж знает сынок батюшкин, чего ж его еще где учить уму-разуму?
Вот так вот. И не был батюшка привязан к храму одному накрепко. И, ежели что, мог в город пойти, службу послужить на случаях разных, у людей богатых. Что ж, если село Уткино и вовсе уж малое? Где двадцать-тридцать душ то всего, мужиков-хозяев, и семеро у них самих у каждого по лавкам? Им самим бы денег дать, пятак на обновку, а не пожертвования принимать.
Вот так и было. До Петра Великаго. Была церковь сколько то вольною, и в народе весьма славилась.
А Петр, иначе Антихристом в народе именуемый, вот что, представьте себе, удумал. Ввел он должность светскую, Обер-прокурора, над церковью присматривающего, «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде». И батюшек прикрепили к приходам их накрепко. И тайна исповеди перестала тайною уж быть. Так вот церковь уж явно стала служить велениям князей земных. И, можно ли молвить сие? в году 1817, учреждено было Министерство духовных дел...
Не удивительно то, что 100 лет спустя ровно, не было уж у церкви силы духовной, и водительства народного. И народ сам стал, как только сила удерживающая ушла, храмы разорять. Потому как равнял он ее с царем, тем, что о себе и семье своей только заботился, а людей прочих за мелочь считал.
...И не извлекла церковь нынешняя из того уроков ровным счетом что никаких. И вновь она с государством милуется, с князьями земными, и правители ее сребролюбивые о народе не думают.
Что же мы можем придумать здравое, на сердце, как пластырь, прикладывающееся? Только обращение к церкви до-Петровой, милостивой. Не нужно батюшкам будущим в семинариях, год за годом здоровье свое да душу истирать. Пусть избираются народом они и из народа, здесь и сейчас, государство не спрашивая. И не зависят так от денег и иерархии жесткой, вовсе не благостной. И храмы бы строились общиной только бы, на деньги ее, а не казенные-общие. Что строим мы, то и наше. А кто дает извне чужое как бы - тот и управляет, нас не спрашивая.
...И напоследок, предлагаю вам прослушать и просмотреть речь авторскую: