Предыдущие части:
Часть 1: От Лугдуна к Лиону
Часть 2: Два собора: один главный, другой – прославленный
Часть 3: Конные памятники в окружении муралей
Часть 4: На муралях – лучшие люди города
Братьев Люмьер на фреске-мурали вы узнаете непременно – если не по внешнему облику, то по стоящему рядом первозданному кинопроектору.
Лионцы Огюст и Луи Люмьеры считаются родоначальниками кинематографа. Младший, Луи, стал изобретателем аппарата, названного «синематографом» и способного запечатлевать на целлулоидную пленку для последующей демонстрации на экране движущееся изображение.
Помогал ему в этом и частично финансировал проект старший брат.
После получения патента братья стали активно снимать короткие фильмы.
Первый публичный показ состоялся в марте 1895 года в Париже, а 28 декабря того же года был устроен коммерческий показ на бульваре Капуцинок.
Эта дата считается днем рождения кино.
После ставших каноническими коротких лент «Выход рабочих с фабрики Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» братья стали снимать не только документальные, но и художественные, игровые короткометражки.
Пользовавшиеся шумным успехом киносеансы прошли во всех главных европейских столицах, а затем в Америке, Японии и Австралии.
Впоследствии Люмьеры сконцентрировали свои усилия на сфере фото, производстве кинопленки.
Их вклад в создание современного кино увековечен не только на земле, но и в космосе: имя братьев Люмьер носит один из астероидов.
В Лионе в их просторном семейном доме устроен представительный музей, где собраны образцы исторической кинотехники, различные камеры, образцы старинных пленок, фоторужье, подробно показана история создания синематографа.
Там же можно посмотреть короткометражки более чем векового возраста.
Неподалеку воздвигнут величественный монумент – огромный каменный полукруг на ножках представляет страницы жизни и деятельности «отцов-основателей» кино и развития кинематографа.
А вот запечатлеть лики Люмьеров на банкноте в 200 франков не удалось. То есть удалось, но отчасти.
Когда в 1995 году, к вековому юбилею кинематографа, уже был отпечатан тираж купюр на 17 миллионов франков, вспыхнул скандал: на поверхность всплыли подробности коллаборационизма прославленных братьев в годы фашистской оккупации.
Выяснилось, что Огюст Люмьер вошел в профашистский городской совет Лиона, а Луи патронировал нацистский «легион французских добровольцев».
Весьма неуклюжая попытка оправдать дотоле не известную общественности постыдную страницу их биографии тем, что они ненавидели американский кинематограф за его доминирование по всему миру и надеялись, что нацистские бонзы положат этому конец, провалилась.
Банкноты были пущены под нож.
А вот в Голливуде на это закрыли глаза. В 1960 году на Аллее славы им были установлены звезды. Чуть светлее – Луи Люмьеру, потемнее – Огюсту.
Действительно, кто из тех, кто задерживается сделать селфи подле этих звёзд, помнит или вообще знает об этой «ложке дёгтя» в их биографии?
Даже носители исторических познаний всё чаще в таких случаях произносят неуверенное:
Ну, не всем же быть героями…
Разумеется, не всем. Но, как давно сказано, в школе подлецов не обязательно быть отличником. Многие в годы оккупации тихо отсиживались где-нибудь на сельском хуторе…
Хотя вот, например, будущей любимице миллионов, суперзвезде изобретённого Люмьерами кинематографа Одри Хепбёрн такое было не по душе.
Ближайшие родственники расстреляны, брат-подпольщик в концлагере – нет, этим её не запугать.
Она участвует в опаснейших операциях Сопротивления в своей Голландии.
Хорошо зная английский, девушка заботится о сбитых английских и американских лётчиках, обеспечивает им пристанище, доставляет еду, а затем сопровождает до безопасного места.
А еще, невзирая на смертельную опасность, развозит антифашистские газеты, клеит листовки...
Читать продолжение
Владимир Житомирский