Сегодня мы продолжаем серию интервью с экспертами о маркетинге, рекламе и бизнесе. У нас в гостях Дмитрий Чернов, коммерческий директор по развитию охранного предприятия «Цезарь», предприниматель, общественный деятель, тренер.
– Дмитрий, расскажите подробней про организацию Опора России? В чем ее главная функция?
– Опора России – это общественная неполитическая организация, целью которой является поддержка малого предпринимательства. Организация всероссийская и представлена почти во всех субъектах РФ и в 26 странах мира. Функции есть как «теоретические» — участие в обсуждениях законопроектов по предпринимательству, проведение общественной экспертизы нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях, так и «практические» — участвуем и сами организовываем разные форумы, бизнес-встречи, обучения, помогаем конкретным бизнесменам с их проблемами. А таких проблем бывает множество: кого-то незаконно выгоняют с наработанного места, у кого-то проверки необоснованные начались, кому-то нехватает информации куда пойти чтобы начать свой бизнес или какие отчеты сдать.
– Какие на Ваш взгляд сложности испытывает молодой предприниматель в России?
– Главной сложностью для молодого человека является страх, я считаю. Многие бояться начать делать бизнес, углубляясь в теоретические дебри бизнес-планов, посещая кучу мотивационных тренингов, но так и не начинают реальных шагов.
Другая сложность для начинающего предпринимателя – это количество отчетов о деятельности. Открыть ИП – «раз плюнуть», а вот обслуживать его – не каждому под силу. И я говорю не о сложности отчетов, а их организации. Нужно вникнуть какой отчет до какого числа куда отнести. Думаю, что было бы проще если предпринимателя заранее извещали: «Вам до такого-то числа нужно сдать такой-то отчет в налоговую», «Не забудьте оплатить отчисления в пенсионный фонд» и т.д. Современные сервисы позволяют сделать такие оповещения автоматизировано и почти бесплатно. Зато если ты не подал вовремя декларацию или не заплатил налог, то тебе пришлют несколько писем (даже если задолженность в 10 копеек), заблокируют счет в банке, чтобы ты побегал за ними.
– Как Вы считаете, почему большинство стартапов оказывается нерентабельными, и закрываются в первый год существования?
– Статистика. Много идей остаются недоработанными, что-то слишком инновационно для общества и пока не востребовано, какие-то идеи уже выходят из моды и не пользуются популярностью.
Очень сложно с командой. Это одна из ключевых опор бизнеса. Часто встречается хороший техник без навыка продаж или, наоборот, крутой менеджер с нелепым продуктом.
Кроме того, нужно иметь финансовую подушку, чтобы суметь вывести проект в прибыль и не думать как бы тебя не выгнали из арендованного помещения.
Считаю, что это неплохо. Такой естественный отсев. Но настоящих предпринимателей неудача не останавливает! Они готовы улучшиться и попробовать еще раз или начать реализовывать абсолютно другую идею.
– Вы работали в органах государственного управления. Расскажите, можно ли найти применение маркетингу в администрировании?
Современные навыки маркетинга и менеджмента не только можно, но и нужно применять в государственном управлении. Это только в мечтах молодые люди хотят стать чиновниками. На деле оттуда быстро уходят, так как не могут реализоваться в полной мере, их съедает бюрократическая машина. И здесь все зависит от твоего руководителя. Способен ли он служить народу достойно и вести за собой подчиненных? Или сведет всю работу к бумажным отчетам за столом.
Мне повезло, считаю, что на своем месте я много сделал хороших изменений для жителей.
Уровень доверия к власти, счастья в жизни – высота показателей определяется не только экономикой, но и уровнем близости и понятности власти народу. Посмотрите на некоторых губернаторов – народ их любит потому что можно подойти и поговорить, за то, что идет пешком по городу и улыбается, а ведь денег у народа больше не стало.
Думаю, что внедрение бизнес-мотивации в государственном управлении может решить многие вопросы. Чиновники должны получать достойную (поверьте, что рядовые служащие получают достаточно смешные деньги) заработную плату, но только за высокий результат своей деятельности. Сейчас же в основе находится процесс. Поэтому так долго и хлопотно бывает решить вопрос в тех коридорах.
– Какие маркетинговые технологии используются в охранном бизнесе?
Все те же самые, как и в любом другом бизнесе. Заказчик выбирает качество предоставляемых услуг, удобный сервис и хочет за это заплатить адекватные деньги. Поэтому мы внедряем новые технологии, стараемся оперативно решать возникающие проблемы и предугадать желания клиента.
Недавно плотно занялись социальными сетями, так как выросшее там поколение становиться активными потребителями охранных услуг. Системно тренируем менеджеров чтобы они могли грамотно и четко вести любые переговоры. Активно привлекаем к своей работе и сами помогаем нашим партнерам.
– Как формируется маркетинговая стратегия в охранном бизнесе? Как часто Вы ее меняете?
Маркетинговая стратегия формировалась долгие годы под влиянием рынка и в последнее время начинает немного меняться под давлением современных технологий и требований клиентов. А еще с приходом на региональный рынок федеральных игроков.
Мы стараемся улучшать наш продукт вместе с прогрессированием технологий: раньше было смс-информирование теперь можно использовать мобильное приложение, каких-то 15 лет назад сигнализация была громоздкой сложной системой, теперь это незаметный автоматизированный комплекс с интуитивно понятным управлением, который, при желании, можно интегрировать в «умный дом».
К сожалению, рост тарифов заставляет нас все чаще задумываться о стоимости наших услуг. Повышать цены не дает рынок, работать в убыток нельзя. Стараемся снижать издержки и оптимизировать работу.
– Какие наставления Вы бы дали начинающим предпринимателям?
– Семь раз отмерь – один раз отрежь. Но сделать это последнее действие (или первый шаг) к реальному бизнесу необходимо.
Проиграть битву – не значит проиграть войну. Неудачи в прошлом не должны останавливать вас в будущем.
Одна голова хорошо, а две-лучше. Ищите в свою команду людей, которые дополнят вас, с которыми будете на одной волне.
Занимайтесь тем бизнесом, который вам действительно нравится и приносит удовольствие. Бизнес – это не только способ зарабатывания на жизнь, но это возможность самореализации. Ищите себя и делайте этот мир лучше через свой бизнес. Тогда будет вам удача!