Найти в Дзене
Созерцатель слов

А.С. Пушкин на мысе Фиолент в Крыму

Точно известно, что в Георгиевский монастырь в Крыму, А.С. Пушкин прибыл вечером 6 сентября 1820 года по старому стилю. Путешественники двигались из Гурзуфа на лошадях по горам. С Пушкиным были генерал Н.Н. Раевский и его сын Н.Н. Раевский. Хотя точнее сказать, это Пушкин был с ними. Молодому поэту 20 лет, он сослан на юг под руководство генерала И.Н.Инзова. По дороге из Петербурга в Екатеринослав, искупавшись в Днепре, он простудился и его взяла на попечение семья Раевских. В Крым приплыли морем из Тамани, побывали в Керчи, Феодосии, затем морем до Гурзуфа, куда прибыли 19 августа и жили вероятно до 4 сентября. Вероятно, потому что исследователи спорят сколько ночёвок сделали путешественники по дороге из Гурзуфа в Георгиевский монастырь, одну или две. В общем генерал Н.Н. Раевский отправил женщин из Гурзуфа морем, а сам с сыном и Пушкиным отправились в Симферополь через южный берег Крыма сухопутным путём. Ночевали в Алупке, потом вероятно в Байдарах, сегодня это село Орлиное, в

Точно известно, что в Георгиевский монастырь в Крыму, А.С. Пушкин прибыл вечером 6 сентября 1820 года по старому стилю. Путешественники двигались из Гурзуфа на лошадях по горам. С Пушкиным были генерал Н.Н. Раевский и его сын Н.Н. Раевский. Хотя точнее сказать, это Пушкин был с ними.

Крым. Мыс Фиолент
Крым. Мыс Фиолент

Молодому поэту 20 лет, он сослан на юг под руководство генерала И.Н.Инзова. По дороге из Петербурга в Екатеринослав, искупавшись в Днепре, он простудился и его взяла на попечение семья Раевских. В Крым приплыли морем из Тамани, побывали в Керчи, Феодосии, затем морем до Гурзуфа, куда прибыли 19 августа и жили вероятно до 4 сентября. Вероятно, потому что исследователи спорят сколько ночёвок сделали путешественники по дороге из Гурзуфа в Георгиевский монастырь, одну или две.

В общем генерал Н.Н. Раевский отправил женщин из Гурзуфа морем, а сам с сыном и Пушкиным отправились в Симферополь через южный берег Крыма сухопутным путём. Ночевали в Алупке, потом вероятно в Байдарах, сегодня это село Орлиное, входит в границы Севастополя. Следующую ночь они провели в Георгиевском монастыре.

Мыс Фиолент. Георгиевский монастырь. Современное фото.
Мыс Фиолент. Георгиевский монастырь. Современное фото.

Георгиевский монастырь находится на высоком скалистом берегу мыса Фиолент. Название Фиолент вероятно происходит от греческого Фео божья и готского земля, т.е. Божья земля.

В древности на мысе находился таврский храм Девы, который описывает Овидий в «Письмах с Понта» со слов старого тавра. В греческие времена храм стали называть в честь богини Артемиды. Согласно мифу, Артемида, подменив Ифигению на жертвенном камне ланью, перенесла её из Трои в Тавриду и сделала жрицей в своём храме.

Наши путники устали с дороги, их накормили в монастыре и устроили на ночлег. Пушкин проснулся рано утром и попросил монаха показать ему развалины храма Артемиды. Утром 7 сентября 1820 года он и увидел великолепие этих мест. В письме к Дельвигу написал, что монастырь и крутая лестница к морю оставили в нём сильное впечатление, в черновике письма даже «единственное сильное впечатление». Впечатление связано с природой, необозримостью взгляда с высоты скалистого берега, бескрайностью неба и моря, окаймлённых суровым камнем, вплетённых в казалось близкую реальность мифа об Ифигении, верных друзьях Пиладе и Оресте, укравших кумир богини из Храма, и рассказом Овидия о храме Девы с лестницей о сорока ступенях и жертвенником, на котором приносились человеческие жертвы. Пушкин в письме к Дельвигу называет богиню именем в римской трактовке – Диана.

Памятный знак А.С. Пушкину на мысе Фиолент
Памятный знак А.С. Пушкину на мысе Фиолент

Сейчас никто не покажет точного места нахождения храма Девы, но Пушкин утверждает, что видел «баснословные» его развалины. Скорее всего камни храма использовались для строительства монастыря, и их скопление в какой-то степени сохранялось ещё в бытность Пушкина, но постепенно было окончательно использовано монахами и местными жителями. Возможно, что на этом месте в дальнейшем был построен православный храм, тем более что существовала практика строительства христианских храмов на местах языческих капищ.

На развалинах храма Девы зародилось у Пушкина стихотворение «Чаадаеву» «К чему холодные сомненья…», которое он дописал, уже находясь в Михайловском.

Если понравилась статья ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал.