ОСТОРОЖНО! НЕБОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ!
Приветствую вас на Дзен канале Социопата. Давно уже вышедший Цвет из иных миров, по мотивам одноименного рассказа Лавкрафта вызвал разную реакцию. Стандартное нравиться не нравиться, и прочая пыль. Однако вы точно не найдете ни в одной рецензии или отзыве, истинную оценку, переложение сути произведения Лавкрафта на киноэкраны. А оно вышло совсем не очень. Кино ударилось в визуал, жесткие подробности и размашистый тот самый цвет, что описать невозможно. Вышло неплохо и местами крепко. Но в контексте экранизации Лавкрафта – полный провал.
А провал этот заметит только истинный ценитель Лавкрафта. Тот, кто не извините фапает на Ктулху распространяет про него глупые мемчики, или читал Лавкрафта так, что лучше бы вообще не читал.
Лавкрафт – это не розовое мясо как в Извне, не веселые трупаки как в Реаниматоре, не уродлвиые рыболюди в контексте инцеста как в Дагоне. Лавкрафт – это страх перед прошлым. Страх перед теми знаниями и богами, что могут дотянуться до человека. И когда дотянуться, всё закончиться плачевно. Ужас хтонический, трудно для понимания, но действенный для подавления воли человека. Ужас космических вне временных масштабов. Знания, которые не дают прогресс, а заставляют почувствовать себя ничтожной блохой перед кем-то более значимым и великим.
И наконец самое главное, ключевое, что есть у Лавкрафта, но чего нет даже у более-менее каноничного фильма Некрономикон. Страх, перед древними силами или богами, что могущество низводит человека до состояния грязи под ногтем. Ничтожность человека перед неизведанными силами. Страх, перед пониманием этого простого факта.
Ещё встречается тонкий психологизм, переходящий в кричащее безумие. Разум уже не способен переварить, то что уже окончательно изничтожило прежнее мироустройство. Поэтому безумие – адекватный выход из тупика.
Эти аспекты лучше всех уловил Дмитрий Хмелев, он же бывший обзорщик фильмов на ютубе Хиггинс. В своих вольных экранизациях Лавкрафта он великолепно и без всяких вольностей передает основные детали и нюансы хтонического ужаса, столкновение c древним злом с тяжкими последствиями для психики, древние пугающие знания, осознать которые чревато, во многих смыслах.
Пускай фильмы сняты без бюджета, эффекты максимально дешевые, постановка провинциальная. Но какая разница, если максимально выжали из всех доступных средств? И главное, у фильмов есть четкое понимание материала, бережное отношение умелое цитирование, понимание ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ. И пресловутая душа.
Если ни разу не читали Лавкрафта, но хотите посмотреть достойную экранизацию начинать стоит именно пока с Дилогии Обитающий во тьме (на подходе третий фильм). Более известные экранизации, больше интерпретации знакомых произведений Лавкрафта, нежели точная экранизация. А в случае Лавкрафта, стоит экранизировать максимально близко по духу. Иначе в чем смысл и зачем называть лучшей экранизацией, то, что по факту ей не является?
И вот недавно на ютубе появилась ещё одна любительская Экранизация Лавкрафта. Автор канала CryptkeeperREVIEW Никита Кузнецов снимал свой фильм шесть лет. Разумеется, без каких-либо значимых бюджетных вливаний.
Информация представленная ниже взята с сайта Horror Zone.
Ссылка на первоисточник:
https://horrorzone.ru/page/krysy-v-stenah-film-prizrak-po-motivam-lavkrafta
Первоначально он в далеком 2015 году Никита собирался снимать экранизацию совместного творчества Лавкрафта и Кеннета Дж. Стерлинга В стенах Эрикса. Однако из-за сложностей в реализации проекта, он был отложен на неопределенное время. Потом Никита сменил рассказ на более доступный для любительской экранизации Крысы в стенах. 28 декабря 2015 года он все-таки приступил к съёмкам. Но дело шло медленно, вплоть до длительных перерывов по три месяца. Строго маленькими фрагментами шел съёмочный процесс. Наконец в 2016 году Никита сообщил, что фильм готов примерно на 20% и скоро он выйдет. И тогда же стали доступны кадры из будущего фильма.
В июне 2016 года, Никита сообщил о готовности фильма на 50% процентов, и он почти готов. Тогда же была объявлена точная дата выхода фильма.
Однако внезапно премьера фильма переноситься. Потом сообщает, что точную дату премьеру он может сказать. Только может предоставить кадры из фильма (авторы с Зоны ужасов предполагали, что были пересъёмки фильма).
В ноябре было объявлено, что съёмки фильма заморожены по разным причинам. В ноябре же Никита сообщил, что по сути готов лишь 10 минут фильма. Потом часть материалов по случайности оказалась удалена с компьютера Никиты.
После этого дело встало до 2017 года. Никита снова вернулся к своей работе, но с большими перерывами и досъёмками. Многое переснималось по нескольку раз. Осенью 2017 съёмки были заморожены. И только в 2018 начались снова. Если так судить по единственному кадру, который он выложил. А после - никакой свежей информации о фильме. До этого момента конечно.
И что в итоге?
Итак.
Крысы в стенах 2020 года. Фильм ужасов по мотивам одноименного рассказа Говарда Лавкрафта.
Сюжет фильма по факту просмотра.
Молодой парень слышит, как в стенах его квартиры скребутся крысы. Решив, что они лезут из подвала он решает всё там осмотреть. Но вместо крыс, находит потайную дверь, ведущую в некие катакомбы. И там парня ждет настоящий, непостижимый ужас.
Постановка не блещет великолепными монтажными, шикарными видами или игрой со светом и тенью, вместе с парением между декорациями и предметами обстановки. Фильм снят просто на любительском уровне. Но порой выдает такие сцены, что не в каждом профессиональном фильме встретишь. А всё благодаря правильному контексту момента и его наполнению.
Жуткая фигура со свечей выплывает из мрака, не потому что так надо поскольку ужасы. А появление обусловлено в контексте полной обработки разума главного героя. Это лишь часть того ужаса, что вскроет ему череп и вычерпает остатки разума. Герой давиться крысами, не потому что надо просто показать брутальную кровавую гадость. Это жирный намек на будущею подоплеку всего, что будет происходить в фильме. Это тот вкус тьмы, что скоро Герой познает.
Атмосфера не просто мрачная. Мрак, здесь звенит пустотой и чадящим духом того, что там притаилось. Мрак, смердящий от ощущения смерти, разложения и чудовищности того, что он покрывает как сообщник самого отвратительного преступника на всём белом свете.
Тьма непостижимая. Тьма проводник крысиного шороха и древних заклинаний, вечным эхом разносящемся по коридорам и лестницам, заброшенной темницы для...спойлер. А навсегда впечатанная в обветшалые стены боль и страдания, лишь часть летописи прикосновения к запретным знаниям и жутким богам прошлого.
И войдя в этот, казалось бы, вековечный мрак, герой обрекает себя на свободную темницу. Он может идти куда хочет, может быстро покинуть это жуткое место, и, если повезет, больше никогда не вспомнит. Но невозможно сбежать от осознания. Нельзя спрятаться от истинного понимания. Нельзя спастись после соприкосновения с настоящим неведомым. Тюрьма разума, пораженного ужасающим фактом или пугающим знанием не имеет замочной скважины. Нет там никакого замка. Есть лишь обветшалые стены ужаса.
Это происходит, когда ГГ находит дневник узника жуткого подземелья. И тут фильм раскрывается как невыносимый, самый легитимный ужас Лавкрафта. Пускай и временами проседает, страдает от растраты времени или неуместных тормозов. Фильм отлично переживает эти минусы.
Вчитываясь в яркие описания злоключений и мук нечастного узника древнего культа, герой постепенно прощается с текущей реальностью. И зритель тоже. Под конец текст дневника вымораживает до костей, вызывая разный сонм неприятных чувств. Ты испытываешь отвращения от разных жутких подробностей, страх ощущая себя на месте главного героя, безнадегу от понимания, что конец его печален и ужас от осознания циничной продуманности его мучений, в которых был потусторонний смысл.
Дрожь обеспечена.
Страх...
Ужас...
Такое если в реальности прочитать спать точно не будешь. А тут прочитал, все на себя перенес. А после – полное подтверждение каждого слова.
И после этого происходит слом всего. А абсолютно всего. Светлая некогда реальность исчезла во мраке забвения. А прошлая разумная жизнь утекла словно невинная кровь на жертвенном алтаре. Теперь только безумие правит в голове главного героя. Только подчинения в обмен на иллюзию спокойствия. Только жертвы и страдания во имя того, кто теперь господин всего сущего. Разумному тут не место. Человечность – мертва.
Хтонический ужас во всей красе. Неизвестность в известном нечто, что сводит у ума. Древние знания который хуже любых зомби способны вгрызться во что угодно и заразить. Абсолютно гранитный монолит и глыба обречённости. Тщедушие и раболепство, как единственный способ защиты от непонятных сил.
Вы это увидите.
Вы это прочувствуете.
Таким образом фильм полностью передает основные мотивы Лавкрафта. И сделано это, как и Хмелева. Толково, с полным понимаем, отличной передачей тех ощущений, что возникали при прочтениях произведений Лавкрафта. И пускай не всегда автор фильма это подкрепляет грамотным напряжением и чувством обычного страха. В данном случае это не особо важно. Магическая сила Лавкрафта тут во всей красе застилает любые минусы. Это – Лавкрафт. Это – его ужасы. Это- непостижимо.
Бюджетность постановки отлично скрыта. Не по канонам Лавкрафта, а его апологетов в мире кино Стюарта Гордона и Браяны Юзны. Декорации приемлемы для изображения жуткого логова культистов и камеры несчастного пленника. Всё обшарпанно, грязно, тьма заволакивает пространство, свет только вопреки тьме. Всё какое-то унылое от затхлости и мерзкое от запустения. Отличное место, чтобы проститься со своими мозгами. Отлично коррелируется с разрухой в голове, что неизбежно наступит.
Практические эффекты конечно дешевле некуда. Но тут все решает умелое сокрытие бюджетных элементов и общая атмосфера фильма. Не до того, что герой давиться скорее всего кетчупом давиться. Важнее, что с ним происходит и какой в этом жуткий смысл. А он здесь повсюду. Осмысленная жестокость заставляет забыть о любых эффектах. Всё так или иначе выглядит, как и задумывалось.
Особенно в финальном...Антропофаге на Русский манер.
Жесткость здесь лишь инструмент проведения идей Лавкрафта и главных мотивов. Это не самоцель. И такой подход, особенно здесь, даёт местному ужасу большую фору в его конечной цели.
И по итогам мы имеем не шедевральную, но точно новую лучшую экранизацию Лавкрафта. Крысы в стенах, даёт то, что даже минимально Цвет из иных миров с Кейджом не добился при всём бюджете и вроде как необходимых составляющих. В этом фильме и других нет тех, ощущений, что возникали при прочтение знаковых Лавкрафтовских произведений. Нет страха перед перед прошлым. Нет истинного космического внепространственного ужаса. Нет тщедушия человека перед неизведанными силами. Нет толики безумия в стиле Лавкрафта. Нет глубоких рассуждений, которыми он вообще-то славен. Есть что угодно, в разном качестве. А то, что нужно есть только у Хмелева и теперь Кузнецова. И вряд ли за прошлые года или год, текущий будет, что-то подобное.
Почему так? Не знаю.
Так что настоящие фанаты Лавкрафта обязательно должны посмотреть данный фильм и конечно дилогию Хмелева. Это объективно самые лучшие прочтения Лавкрафта на языке кино, пускай и любительского кинематографа.
На этом всё. Спасибо вам за внимание. Лайк, подписка и комментарий очень пригодятся, если вдруг понравилось. И пока.
Новый атмосферный, жуткий фильм ужасов... о ненависти к мужчинам.
Фильмы ужасов способные удивить вас.
Хит от NETFLIX, про больного мальчика и жуткую больницу с секретом.