К 50-летию автокефалии Православной Церкви в Америке.
В далёком 1794 году на Аляску прибыли монахи Валаамского монастыря, положив начало проповеди православия в Новом свете. А в 2020 году отмечает своё 50-летие автокефальная (независимая) Православная Церковь в Америке. У православия в Америке – достойное прошлое, сложное настоящее и, вероятно, плодоносное будущее.
На краю земли
В самом конце 1793 года группа из восьми монахов Валаамского и Коневецкого монастырей покинула Петербург, а спустя девять месяцев они прибыли на Алеутские острова возле Аляски. Так было положено начало Кадьякской, или Аляскинской, миссии, да и в целом православию в Америке. Горстке миссионеров предстояло нести свет христианской веры на краю земли: на тихоокеанских островах и в холодной Аляске.
С самого начала миссионеры сталкивались со значительными трудностями и подвергались смертельным угрозам – как вследствие суровости природы, так и агрессивности отдельных племён. Уже в первые годы миссия понесла тяжёлые потери: в 1796 году в глубине континента индейцами был убит иеромонах Ювеналий (Говорухин), крестивший несколько сотен коренных американцев, а в 1799 году в кораблекрушении погиб начальник миссии епископ Иоасаф (Болотов) и ещё двое священнослужителей. Их жизни стали своеобразным «семенем» православия, брошенным в американскую почву.
Как ни странно, миссия сталкивалась с противодействием своих же русских соотечественников. Дело в том, что, к сожалению, богатства Аляски притягивали множество недобросовестных коммерсантов, промышленников, авантюристов, которые зачастую обманывали и эксплуатировали эскимосов и индейцев. Православные священники заступались за свою американскую паству, что постоянно порождало недовольство со стороны многих предпринимателей. Кажущийся парадокс: православные миссионеры, чей приход стал возможен благодаря русской колонизации Америки, стали подлинными защитниками местных народов от хищничества иных «колонизаторов». Именно миссионеры явили коренным жителям Америки истинное лицо и лучшие качества русского народа, прежде всего – любовь к Богу и ближним, уважение к другим народам, терпение и милосердие.
Это особенно ярко проявилось в жизни, пожалуй, наиболее известного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского (1751-1836). Он был во-многом похож на своего великого современника – Серафима Саровского. Святой Герман источал любовь, которая равным образом покрывала и привлекала к себе людей разного происхождения: русских и эскимосов, знатных и простых, богатых и бедных, взрослых и детей. Эта любовь в сочетании с простотой жизни старца Германа (он, например, накрывался доской, которую называл «одеялом») и помощью ближним являла живое, подлинное православие. Правитель Русско-Американской Компании Семён Иванович Яновский (1789-1876) вспоминал, что именно общение со святым Германом помогло ему обрести веру: «постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истины».
Удивительно, но даже животные чувствовали святость старца: сохранились свидетельства о его дружбе с горностаями и медведем.
Святой Герман относился к Аляске с огромной любовью и писал: «Любезному нашему Отечеству Творец будто новорожденного младенца дать изволил край сей». Себя же старец определял так: «я нижайший слуга здешних народов и нянька».
В 1969 году преподобный Герман Аляскинский был прославлен в лике святых. «Украшение изящное Святыя Церкве во Америце» – так он назван в церковной молитве. «Для нашего блага дадим себе обет, что по крайней мере от сего дня, от сего часа, от сей минуты будем мы стараться любить Бога уже выше всего и исполнять Его святую волю!» - эти слова преподобного Германа актуальны во все времена…
Следует отметить, что деятельность миссионеров не ограничивалась только строительством храмов, проповедью и совершением богослужений: православные священники внесли огромный вклад в духовную и материальную культуру коренных американцев, развитие школьного образования и т. д. В этом отношении ключевое значение имеет создание в 1826 году алеутской письменности святителем Иннокентием (Вениаминовым; 1797-1879). Разносторонне одарённый человек, святитель Иннокентий пользовался огромной любовью туземцев, которых он объезжал на простой лодке. Проповедуя враждебно настроенным тлинкитам, святитель Иннокентий проявил врачебные навыки: организованные им прививки от оспы остановили начавшуюся у индейцев эпидемию. Благодаря этому тлинкиты прониклись доверием к священнослужителю и со временем узнали и приняли православие.
Итак, деятельность русских проповедников на Аляске положила начало православию на американском континенте. Плоды их трудов видны и сегодня, а Аляска является штатом с самой большой долей православного населения (5%).
Святая американская Русь
США – страна, созданная мигрантами. Наряду со многими другими народами в конце XIX века в Америку хлынули переселенцы из России, Греции, Сербии, Румынии и других традиционно православных стран. Больше всего – из России.
Православная Церковь в США поначалу существовала под наименованием Алеутской и Аляскинской епархии, которая, несмотря на название, объединяла приходы во всех штатах. В конце XIX века епархия, пережившая сложный период после передачи Аляски от России США, насчитывала более 27 тыс. прихожан, 29 приходов, 42 священника. В дальнейшие годы епархия переживала бурный рост, причём она окормляла отнюдь не только русских и эскимосов, но также православных греков, сербов, арабов и многих других.
С 1898 по 1907 год епархию возглавлял святитель Тихон (Белавин) – будущий патриарх Московский. Благодаря его энергичным трудам Православная Церковь в Северной Америке быстро росла. Был основан первый храм в Канаде, в 1904 году был построен прекрасный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, куда и была перенесена архиерейская кафедра. В 1905 году была открыта первая семинария.
Именно святитель Тихон высказал ещё в 1906 году мысль о том, что Церкви в Америке должна быть предоставлена автокефалия (независимость). Его идеям суждено было осуществиться много лет спустя – в 1970 году…
Следует отметить, что, несмотря на во-многом «диаспоральный» характер, православие в Америке несло свой универсалистский дух и всегда было открыто для представителей любой национальности. Святитель Тихон в день освящения Николаевского собора Нью-Йорка говорил: «Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение: вы – род избранный, люди взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия».
Кстати, американский штат Нью-Йорк – это не только небоскрёбы. Это также сельская глубинка и девственные леса с елями и берёзами, которые легко можно принять за подмосковные или калужские. Посреди этих лесов у Джорданвилля расположился Свято-Троицкий монастырь и одноимённая семинария. Золотые купола напоминают о Святой Руси – о России, которую предки многих православных американцев когда-то покинули по тем или иным причинам. А главный собор во имя Святой Троицы построен в «шатровом» стиле, характерном для Русского Севера.
Свято-Троицкая обитель, основанная в 1929 году, относится к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которая воссоединилась с Русской Православной Церковью в 2007 году (отметим, кстати, что помимо РПЦЗ в США также есть 30 приходов, напрямую подчиняющихся Патриарху Московскому и всея Руси). На протяжении многих десятилетий монастырь является оплотом русской эмиграции, духовным маяком православной Америки.
Ещё одним таким центром стал Сан-Франциско с прекрасным собором иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Строительство храма было завершено в 1964 году стараниями святителя Иоанна (Максимовича; 1896-1966) – великого иерарха РПЦЗ, чьи мощи сегодня покоятся в построенном им же соборе. Кстати, святитель Иоанн многое сделал для проповеди православия среди американцев и европейцев.
В целом русское православие с его открытостью и универсализмом успешно выполняет свою историческую миссию в Америке, открывая её народам сокровище веры. Закономерно, что это привело к укоренению православия и созданию в 1970 году Православной Церкви в Америке (ПЦА), которой Русская Церковь дала автокефалию (независимость). Большинство миллионной паствы ПЦА – это коренные англоязычные американцы.
Афон… в Аризоне
Конечно, не только русские проповедники несли православие в США. Достаточно назвать имена сирийца – святителя Рафаила Бруклинского (1860-1915) и серба – святителя Мардария (Ускоковича; 1889-1935). Однако после русских наибольший вклад в православную миссию в Америке внесли, конечно, греки. Один из них – архимандрит Ефрем (Мораитис; 1928-2019) из афонского монастыря Филофей, основавший 19 монастырей в США.
Отец Ефрем, ученик известного афонского старца Иосифа Исихаста, впервые посетил Северную Америку в 1979 году. Его огорчило состояние греческой общины, её низкий духовный уровень, распространённость пороков и пр. Он стал регулярно посещать США, а затем принял решение туда переехать, чтобы принести в эту страну афонскую духовную традицию.
Ещё несколько десятков лет назад сложно было представить, что одной из главных достопримечательностей американского штата Аризона станет православный монастырь, да ещё и афонского устава. Это обитель преподобного Антония Великого в пустыне Сонора, основанная в 1995 году архимандритом Ефремом. Её главный храм выполнен в греко-византийском стиле.
Для монастыря монахи выбрали одно из удалённых мест пустыни – по соседству с кактусами, змеями и скорпионами. С трудом удалось найти воду и пробурить скважину нужной глубины. На территории монастыря было посажено несколько тысяч деревьев. Посреди американской пустыни возник оазис – духовный и природный.
«Каждый монастырь, - говорил отец Ефрем, - есть форпост Божий. Присутствие нашего монашества – это маяк в Новом свете». Сегодня монастырь св. Антония – второе по посещаемости место Аризоны, куда стремятся за духовной пищей самые разные люди. Некоторые из них даже селятся в окрестностях монастыря.
Будущее православия в США
По данным американского исследовательского центра «Пью» (Pew Research Center), православные христиане составляют всего 0,5% населения США. С одной стороны, это немного. С другой стороны, православие – одна из самых быстро растущих конфессий в США, к тому же имеющая уже на американской земле свои традиции, своих святых и подвижников. Православные присутствуют во всех штатах, их общины и храмы давно перестали быть этнографической экзотикой.
В то же время, существует и немало проблем, главная из которых – раздёленность православных на множество юрисдикций. Так, помимо ПЦА в США существуют структуры Русской, Сербской, Румынской и других Православных Церквей, а также Константинопольского патриархата. Изначально, в соответствии с церковными нормами, которые не позволяют одной Церкви «заходить» на территорию другой, православие в Америке было объединено под управлением Русской Церкви. Это не мешало ни грекам, ни сербам, ни сирийцам сохранять свои традиции, но при этом составлять единое целое. Однако после Революции 1917 года деструктивные действия Константинопольского патриархата привели к распаду единой системы управления, к подрыву дела святителя Тихона (Белавина). Последствия этого сказываются до сих пор и вряд ли будут преодолены в скором времени.
Как бы то ни было, православие в США имеет значительную историю и серьёзные перспективы. Святая Русь пустила корни в Америке, чтобы она смогла стать – хотя бы на крупицу – Святой Америкой.
Коренной американец иеромонах Серафим (Роуз; 1934-1982) в своём докладе «Православие в Америке: прошлое и настоящее» писал: «я вовсе не говорю, что мы "обратим" Америку: это было бы слишком самонадеянно». Но он справедливо считал, что жизнь по вере, в исполнении заповедей сама по себе является миссионерским фактором и может «зацепить» даже далёких от православия людей – таких, как большинство американцев: «Достаточно нам самим — православным христианам — вспомнить, кто мы такие, всерьёз отнестись к нашей вере и саму нашу жизнь сделать истинно христианской. Тогда мы станем отличаться от других, окружающие заметят это, заинтересуются, почему мы не такие как все, и найдут у нас ответ на неразрешимые, как им казалось, вопросы».
Автор – Иванов Евгений Олегович, научный руководитель Православного исследовательского центра «Хризма», канд. полит. наук.
Первая публикация - в Общественно-политическом журнале "Мужская работа".