1970-е - Эпоха британского глэм-рока
В начале 1970-х новая волна наполнила британское радио: это явление называлось глэм-рок. Начиналось всё с шуточек. Над теми, у кого были пластинки группы Sweet, смеялись друзья, которые были фанатами «настоящей» музыки: Yes, Deep Purple, Led Zeppelin.
Slade, так же как и T.Rex, серъёзной музыкой не считались. Даже всемогущий Дэвид Боуи воспринимался как «поп-звезда», над которой смеялись из-за макияжа и одежды, но он был реабилитирован позже, когда началась панк-волна и среди музыкантов панк-групп пользовались уважением те, кто был с ним на короткой ноге. Это может показаться странным, но глэм-группы, по сути, спровоцировали развитие британского панка.
Американским ответом британскому феномену в 70-х стали группы типа Velvet Underground или Stooges. Послушав их, а также британские T.Rex и Mott the Hoople, или песню Action группы Sweet, можно понять, откуда выросла британская панк-волна.
Несмотря на все приколы и насмешки, история британского глэм-рока 1970-х очень точно задокументирована в британских чартах того времени. Это очень просто! Если ты не был в чартах, ты не был достаточно гламурным!
1970 год - Марк Болан, первая ласточка глэм-рока
В конце 1970 года глэм впервые попал в британский хит-парад.
Если быть более точным, Tyrannosaurus Rex или T'Rex ещё в конце шестидесятых попали в Топ-40 Великобритании с парой забавных частушек, но именно Ride A White Swan (сингл, ознаменовавший их переход от акустической гитары к электрическому звучанию) положил начало лавине глэм-хитов группы в британском Топ-5.
Возглавлял группу Марк Болан, и история гласит, что перед выходом на сцену в британском телешоу Top of the Pops он использовал макияж, нарисовав два блестящих пятна под глазами. Именно этот день теперь считают началом эры глэм-рока (или глиттер-рока).
Что случилось дальше с участниками группы?
Марк Болан погиб, когда автомобиль, которым управляла его подруга Глория Джонс, врезался в дерево в Барнсе, на юго-западе Лондона, менее чем в миле от его дома. Это случилось 16 сентября 1977 года, за две недели до его 30-летия.
Микки Финн, перкуссионист и бас-гитарист, ушёл из группы в 1975 году. Но в 1997 году он собрал новый состав T'Rex, который просуществовал до 2003 года, когда Микки умер от осложнений, вызванных алкоголем.
1971 год - год группы Sweet в глэм -роке.
В то время, когда T'Rex начали доминировать на вершине британских чартов в 1971 году, другая группа начала также регулярно светиться в чартах. И вскоре Sweet составили финансовую конкуренцию Марку Болану.
Группа выпускала синглы, объединившись с авторами песен Ники Чинном и Майком Чепменом, и вскоре The Sweet оккупировали Топ 10 Британии.
Их первый хит Funny Funny, вышедший в марте, не дотянул до верхних строчек хит-парадов, достигнув только 13 места, но зато их следующий сингл Co-Co поднялся на 2 место, и до 1978 года они плотно сидели в Топ 40.
Самые ранние синглы The Sweet в стиле примитивного баблгама никак не отражали истинную сущность очень даже роковых парней. Только выход Wig-Wam Bam, который в сентябре/октябре 1972 года прочно засел в Топ 5, продемонстрировал наконец их собственный стиль.
Хотя песня все еще была ориентирована на баблгам, это был первый эй-сайд под руководством Чинна / Чепмена, который, в сравнении с предыдущими релизами, показал хард-роковую закваску Sweet.
Это звучание и подача полностью развернулись в следующем сингле группы Block Buster!, который занял первую строчку в чартах в начале 1973 года.
К 1974 году The Sweet устали от удушающей хватки дуэта Чинн / Чепмен и решили разорвать отношения с ними и далее полагаться только на свои собственные песни. Они ведь и раньше сочиняли все би-сайды к более ранним синглам, и эти песни были действительно тем, чем была группа.
Первым синглом, выпущенным в этот период, стал Turn It Down, которому удалось добраться лишь до 41-го места из-за отсутствия должного внимания к нему радиостанций, которым не понравился текст песни.
Тем не менее, они вернулись в Топ 5 в марте - апреле 1975 года с песней Fox On the Run, пятым из их синглов, занявшим второе место в чарте.
Пройдет еще три года, прежде чем группа снова войдет в десятку лучших с Love Is Like Oxygen, и этот сингл станет последним их хитом британских чартов.
The Sweet, возможно, были одной из самых недооцененных групп эпохи глэма, и их репутация была несколько подмочена на раннем этапе, на нескольких своих первых синглах они не играли сами на инструментах.
Тем не менее, это были гиганты глэм-рока, и при этом они частенько иронизировали над своей одеждой и звуком на многочисленных выступлениях на телевидении в начале семидесятых.
Sweet, пожалуй, лучше всего запомнились из всех групп раннего глэма сценической одеждой - блестками, сапогами на платформе, яркими рубашками и макияжем - практически всем, что определяло экстремальный стиль глэм-рока.
1971 год - Slade cражались за чарты.
Slade, пожалуй, были одними из самых узнаваемых участников глэм-рока и на пике популярности - самой коммерчески успешной группой в Великобритании. На волне своего успеха Slade превзошли всех своих конкурентов по чартам - Wizzard, Sweet, T' Rex, Сюзи Кватро, Smokie, Гари Глиттера и Дэвида Боуи.
Состав группы в этот период:
Нодди Холдер - вокал, гитара
Джим Ли - бас, гитара, скрипка, фортепиано, клавишные
Дэйв Хилл - соло-гитара, бэк-вокал
Дон Пауэлл - барабаны
С 1971 по 1974 год песни группы постоянно попадали в пятерку лучших хитов Британии, и шесть из них возглавили чарты.
Всего в период с 1971 по 1976 год у Slade было 17 хитов в топ-20, включая шесть номеров 1, три номера 2 и два номера 3.
Ни один другой британский коллектив того периода не обладал такой стабильностью в топ-40, и Slade по факту подошли ближе всех к достижению The Beatles, которые имели 22 пластинки в Топ-10 за одно десятилетие. Три песни Slade вошли в чарты под номером 1, и группа продала больше синглов в Британии, чем любая другая группа 1970-х годов.
В результате изменений в музыкальных тенденциях и появления панк-рока и музыки новой волны успех Slade несколько ослаб к концу 1970-х. Однако в 1980-х они вновь добились успеха в чартах, хотя и не такого масштабного, как в 1970-е. В 1984 году у Slade было еще два хита британской первой десятки: синглы Run Runaway и My Oh My (номер 2 в Великобритании, номер 36 в США). Run Runaway достиг 7-го места в Великобритании и стал вторым хитом группы в Top 40 в США, первым был Gudbuy T'Jane, который со скрежетом, но попал в Top 40 Billboard в 1972 году.
Что случилось дальше с участниками группы?
Нодди Холдер работал телевизионным критиком и обозревателем в шоу Марка Рэдклиффа на BBC Radio 2, где они часто говорят о прошлом рок-звезды Холдера. Он также представляет передачу Dumber & Dumberest, которая транслируется в Великобритании на канале Five.
Джим Ли уединенно живет в Брювуде, местечке в сельском Стаффордшире, Англия. В 2007 году он выпустил сольный альбом Therapy.
Дэйв Хилл продолжал музыкальную карьеру с группой под названием Slade II. К нему присоединились Дон Пауэлл и певец Стив Уолли, и они до сих пор гастролируют по Европе. В 1997 году название Slade II было сокращено до Slade.
Дон Пауэлл переехал в Данию в 2004 году, где живет со своей местной подружкой. Он продолжает играть со Slade вместе с Дэйвом Хиллом.
Продолжение истории британского глэма в следующей статье.
Подписаться!
Читать также:
- Джо Бонамасса отмечает 20-летие своего первого альбома 'A New Day Yesterday' новым релизом 'A New Day Now'
- Новое видео старого «AC/DC»
- Лучшие обложки хард-рок и хэви-метал альбомов (часть первая)