Разгон облаков перед праздниками в Москве стало настолько обычным делом, что уже ни у кого не вызывает удивления. Но как это делают? Неужели мы научились управлять погодой? И почему на каждый разгон облаков тратят сотни миллионов рублей?
Современные танцы с бубнами
Облака над столицей рассеивают 3 раза в год – в День Победы, День России и День города. На это уходят огромные деньги: в 2020 году на «метеозащиту во время праздников» власти выделили 450 миллионов рублей. Куда уходят эти деньги?
Сначала метеорологи выясняют вероятность дождя в момент мероприятия. Если такая вероятность существует, утром в небо взмывает воздушная разведка, которая локализует местонахождение облаков, их тип и общую метеорологическую ситуацию.
После этого на борьбу с дождем отправляется воздушная флотилия из транспортных самолетов Ил-18, Ан-12, Ан-26, Су-30, М-101Т. Техника везет с собой баллоны с химическими реагентами – микрочастицами жидкого азота или сухого льда с очень низкой температурой.
Такие микрочастицы выступают в качестве центров кристаллизации. Капельки воды, содержащиеся в облаках, на них мгновенно намерзают, превращаются в лед и падают на землю. При подлете к земле градинки тают и проливаются обильным дождем.
Таким образом, разгон облаков – это распыление в небе реагента с целью вызвать дождь и опустошить облака, пока они не дошли до города.
Эти химические вещества совершенно безвредны для человека и окружающей среды. Разгон облаков никак не влияет на климат и лишь ускоряет естественные природные процессы.
Каждый разгон облаков – это тонны горючего, зарплаты пилотам и метеорологам и, конечно, закупка химических реактивов. В среднем выходит 100-150 миллионов рублей.
Также существуют и другие способы разгона облаков. В частности, ядро кристаллизации можно создать с помощью лазерного луча. Он облучает молекулы воды в облаке и создаёт положительно заряженные микрочастицы. Они притягивают к себе дождевые капли и провоцирует преждевременное выпадение осадков.
Однако каждое такое мероприятие – огромные затраты. Да и управлять погодой эффективно, с заранее предсказуемым результатом мы пока не научились.