На протяжении веков судьба великих христианских святынь, получивших общее наименование орудий Страстей Христовых (или как их именуют по латыни «Arma Christi»), волновала умы множества верующих. Эти реликвии стремились обрести учёные. Давайте вспомним о них в соответствующей серии публикаций!
С конца XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, окладах евангелий, дарохранительницах и дароносицах уже и в православной традиции.
На Западе же обычай изображать предметы, связанные со страданиями, крестной смертью и погребением спасителя в иконографии и на церковной утвари появился значительно раньше – не позднее IX века.
Разные авторы включают в число орудий страстей разные предметы, но наиболее общепринято выделять: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь.
Практически каждый вопрос, связанный с этими святынями, отражён лишь в легендах и является предметом ожесточённых споров в церковной и научной среде.
Попытаемся же вместе проследить судьбу великих реликвий и предложить свою версию ответа на наиболее распространённые вопросы о них.
Туринская плащаница
В городе Турин (Италия) в соборе во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, хранится знаменитый плат (саван, плащаница), сохранивший изображение Тела и Головы Спасителя в момент Его воскресения.
Плащаница представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по Преданию, было завернуто тело Господа Иисуса Христа после смерти. На ней отчетливо видны два отпечатка человеческого тела в полный рост, как со стороны лица, так и со стороны спины.
После обретения реликвий императрицей Еленой, святая плащаница попала в Константинополь, где в 436 году была помещена сестрой императора Феодосия II Пульхерией в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Позднее, святыня вернулась в Иерусалим (вероятнее всего в связи с расцветшей в Константинополе ересью иконоборчества), где по свидетельствам паломников пребывала до IX века.
В период с IX по XI века святая плащаница вновь перевозится в Константинополь, о чём свидетельствует переписка императоров и данные хронистов.
В 1204 году Константинополь грабят крестоносцы, и плащаница на долгое время пропадает из поля зрения, пока не появляется во Франции во второй половине XIV века.
Оттуда она попадает к представителям Савойской династии, которые со временем воцаряются в Италии. Вот, каким извилистым путём реликвия попадает в Турин.
Несмотря на то, что радиоуглеродный анализ датировал плащаницу XIII веком, есть целый ряд данных, позволяющих считать святыню подлинной.
Во-первых, следы на плащанице совпадают со следами на сударе из Овьедо, датируемом первым веком.
Во-вторых, происхождение травы, из которой была сделана ткань плащаницы, относят именно к Передней Азии.
В-третьих, на плащанице отпечатались и монеты, которые положили на глаза Спасителя, известные как «лепты Пилата» и датируемые I веком.
Наконец, сам радиоуглеродный метод анализа корректен только для реликвий, никогда не переносившихся и не подвергавшийся воздействию разрушающих факторов, чего нельзя сказать о плащанице с её богатой историей путешествий.
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!