На протяжении веков судьба великих христианских святынь, получивших общее наименование орудий Страстей Христовых (или как их именуют по латыни «Arma Christi»), волновала умы множества верующих. Эти реликвии стремились обрести учёные. Давайте вспомним о них в соответствующей серии публикаций!
С конца XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, окладах евангелий, дарохранительницах и дароносицах уже и в православной традиции.
На Западе же обычай изображать предметы, связанные со страданиями, крестной смертью и погребением спасителя в иконографии и на церковной утвари появился значительно раньше – не позднее IX века.
Разные авторы включают в число орудий страстей разные предметы, но наиболее общепринято выделять: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь.
Практически каждый вопрос, связанный с этими святынями, отражён лишь в легендах и является предметом ожесточённых споров в церковной и научной среде.
Попытаемся же вместе проследить судьбу великих реликвий и предложить свою версию ответа на наиболее распространённые вопросы о них.
Копьё Лонгина
Каждая Божественная литургия начинается с проскомидии (греч. – «принесение»). Во время этого особого священнодействия епископ или священник приготовляет Святой Агнец – ту специальным образом подготовленную частицу хлеба, которая потом будет предлагаться Богу для преложения в Святое Тело Христово.
Для приготовления Агнца, священнослужитель берёт большую просфору, которую разрезает и надрезает особым образом, с чтением молитв, воспоминающих Страсти Христовых.
Так, нанося укол литургическим копием (особым ножом в форме наконечника копья) в просфору с правой стороны, священник молитвенно вспоминает поступок охранявшего крест сотника Лонгина: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его».
В Евангелии не упоминается имя воина, проверившего таким образом, жив ли ещё Спаситель и поражённого увиденным чудом, но Священное Предание говорит нам о том, что это был опытный ветеран легиона, центурион (сотник) Гай Кассий Лонгин, родом из Каппадокии.
Позже, именно центурион Лонгин со своим отрядом был оставлен у Гроба Господня, чтобы сторожить тело Спасителя до третьего дня. Здесь он стал свидетелем чуда воскресения из мёртвых Господа Иисуса Христа, уверовал в Него, а потом принял крещение от апостолов.
Отвергнувший подкуп иудеев, Лонгин был уволен в отставку и отправился жить в Кесарию Каппадокийскую. Спустя несколько лет, мстительные иудеи сумели уговорить нового римского наместника провинции отправить отряд солдат, чтобы убить бывшего центуриона.
Лонгин открылся воинам, рассказал им историю своего обращения в христианство и добровольно отдался на казнь, став одним из первых мучеников за веру.
Существуют разные версии того, куда позднее делось святое копьё, до мученической кончины святого Лонгина находившееся при нём. По одной из легенд, оно передавалось христианами из рук в руки, пока не попало к апостолу Иуде Алфееву (брат Иакова Алфеева, также именуемый в Евангелиях Леввеем или Фаддеем).
Апостол Иуда проповедовал Благую весть в Армении, куда взял с собой и великую святыню. После кончины апостола святыня хранилась армянскими христианами в «Монастыре копья» (монастырь Гегардаванк), а в XIII столетии, копьё Лонгина было перенесено в монастырь Эчмиадзин — исторический центр Армянской Церкви и резиденцию Католикоса всех армян, где хранится и поныне.
Также в Ватикане (Рим, Италия), польском Кракове и столице Австрии Вене можно встретить свои артефакты, называемые «копьём Лонгина», но самое древнее из них датируется учёными не ранее, чем III веком от Рождества Христова.
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!