Тема школьной дисциплины, пожалуй, никогда не изживет себя. А в новом учебном году она, вероятно, станет еще более актуальной: во-первых, дети в течение нескольких месяцев отдыхали от учебы, а во-вторых, из-за длительного периода самоизоляции и дистанционного обучения они отвыкли от соблюдения школьных правил. Поэтому учителям придется запастись еще большим терпением и вооружиться всеми возможными инструментами, которые помогут сохранить на уроках рабочую атмосферу. О некоторых способах успокоить шумный класс мы уже писали в одной из наших статей, а теперь добавим в копилку еще несколько советов.
В 1950-х годах психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный побочный эффект вынужденного послушания: если расшалившегося школьника строго наказать, он на некоторое время поутихнет, но «эстафету» примут одноклассники. Кунин и Гамп назвали это эффектом пульсации, избежать которого можно, отказавшись от давления на детей и установив четкие правила поведения, обязательные для всех.
Теорию Кунина и Гампа подтверждает и исследование 2016 года, где говорится, что если детям делать выговоры и замечания, они становятся более склонными к нарушению дисциплины. Вместо того чтобы наказывать и отчитывать учеников за проступки, лучше попытаться создать такие условия, при которых снижается вероятность их совершения. Вот несколько подсказок, как это можно сделать.
Знаки внимания − персонально!
Обязательно приветствуйте детей на перемене перед уроком, обращаясь к максимальному числу учеников персонально. Комплимент по поводу новой прически кому-то из девочек, вопрос о самочувствии ребенку, который неделю не ходил в школу, проявленный интерес к группе ребят класса по поводу их участия в городских спортивных соревнования − все это воспринимается совсем не так, как ваше официальное «здравствуйте, ребята» в начале урока. Внимание, проявленное вами, обязательно будет вознаграждено. Личный контакт всегда помогает задать более доверительный и позитивный тон общения, а кроме того, он повышает академическую вовлеченность на 20% и уменьшает риск нарушения дисциплины на 9%.
Напоминания и подсказки − как можно чаще!
Совершенно необязательно повышать голос или изо всех сил стучать указкой по доске, чтобы утихомирить шумный класс. Если вы хотите, чтобы ученики следовали каким-либо инструкциям или правилам, – напоминайте им о такой необходимости. Например, если дети закончили выполнение задания, напомните им, чем стоит заняться дальше. Такой метод гораздо действеннее, поскольку школьники не ощущают давления со стороны учителя.
Установление доверительных отношений − постоянно!
Внимательный и дружелюбный учитель – это хорошо, но еще лучше, когда он в течение всего учебного года работает над взаимоотношениями со своим классом. Разработайте стратегию, которая, на ваш взгляд, будет эффективна в конкретном случае, и придерживайтесь ее. Это может повысить дисциплину на 75%.
Не менее важно поддерживать контакт с детьми непосредственно во время урока. Как показало исследование 2017 года, невербальные сигналы учителя, такие как улыбка и доброжелательный взгляд, могут помочь сократить дистанцию между педагогом и учениками, сформировать у детей интерес к изучаемой теме, что, в свою очередь, позитивно скажется на поведении.
Создание правил поведения − вместе!
Установите правила поведения в классе. При этом сделайте это не с позиции строгого взрослого, а совместно с учениками. Детям гораздо проще соблюдать правила, если они осознают необходимость их существования.
При рассадке − свободу!
Может показаться, что если разрешить детям занять те места, которые им хочется, это приведет к хаосу, ведь каждый постарается сесть с приятелем, с которым всегда есть что обсудить. Тем не менее свободная рассадка помогает создать более комфортную атмосферу в классе. А чтобы ученики соблюдали дисциплину, составьте список непреложных правил, за нарушение которых дети будут пересаживаться туда, куда скажет педагог.
Предвзятость − никогда!
Общешкольные и классные правила должны соблюдаться всеми учащимися. Ровно так же должны применяться и наказания. Ни в коем случае нельзя выделять одного ученика и незаслуженно кого-то хвалить или ругать. Дети остро чувствуют несправедливость, и, проявив ее однажды, вы рискуете перечеркнуть весь тот колоссальный труд, который вложили в формирование взаимоотношений с классом.
Автор: Александра Лапина
Источник: edutopia.org
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.