Странное дело, но факт - финансовый директор это молодая профессия в российской практике. Еще совсем не давно (ходят слухи, что кое-где - до сих пор), финдиром был такой спец с чемоданчиком наличных. Главным навыком у него было умение эти наличные добывать, причем, дешево, быстро и чтобы за это ничего не было.
Времена поменялись и требования к новым навыкам как-то еще не сложились. Действительно, если чемоданчика у финдира уже нет, то зачем он нужен? Контролировать Марьванну-главбуха? Она сама, кого хочет отконтролирует... Считать деньги? Тогда для чего нужна вышеупомянутая Марьванна?
Возможно, именно по этой причине сейчас на просторах интернета так активно продаются курсы, программы и просто аутсорс "финдиров" - мастеров по ведению загадочных эксель-таблиц, где, в паралель Марьванне, финдир считает деньги за отдельные деньги
Забавно, сколь много аргументов приводят все эти гуру таблиц о том, что Марьвана с этими таблицами не справится. У нее нет времени, опыта и, главное - целей считать деньги. Потому как главбух - он все считает для налоговой. А вот финдир - он все для собственников. Вероятно, какой нибудь еще дир - для инвесторов и банков. А на поиски правды между табличками для налоговой от Марьваны, табличками для собственников от финдира и табличками для прочих любопытных - нужно собрать отдельный отдел для внутреннего контроля и аудита. Потратить всю прибыль для подсчета прибыли - это так по русски, правда?
Вывод прост - все таблички (базу данных учета) делает/отвечает один человек. И это точно не финансовый директор, а, например, не упомянутая к ночи главбух - Марьвана. Тогда у финдира останется время для самого главного - для стратегии.
По нашему скромному мнению, CFO -это тот стратег, который отвечает за увеличение стоимости компании, рост ее прибыли и инвестиционной привлекательности. Для этих целей финдиру нужно:
- уметь эффективно управлять ресурсам
на практике - это работа с бюджетами, составление, контроль исполнения, своевременная и правильная реакция на отклонение показателей
Пример “правильной реакции” - зная наперед, что если сейчас мы будем давать денег собственнику столько, сколько он хочет, то в конце квартала денег на аренду/налоги/зарплату уже не хватит, поэтому сейчас мы либо увольняем людей (и сокращаем выручку в будущем), либо умеряем пыл хозяина.
- уметь оптимизировать бизнес-процессы
Например - интернет магазин. Мы точно знаем, сколько нам стоит возвраты от клиентов ("съедают" до 30% маржи), поэтому мы увеличиваем количество проверок пересортицы и брака при отгрузке (увеличиваем расходы, стоимость процесса отгрузки) сейчас, зато сокращаем расходы по порожние отгрузки, когда стоимость доставки туда-обратно идут за ваш счет
Улучшение процессов организации - сокращение финансовых рисков в текущих процессах организации и увеличение прибыли
- уметь держать финансовую стабильность компании -
это результат баланса между отличными процессами, грамотным бюджетом и договорами с источниками денег (банками, собственниками, инвесторами)
Финансовый директор НЕ ведёт учёт, НЕ заполняет таблички и НЕ делает отчетность.