Найти тему
Газета "Премьер"

«Черти» под облаками

Оглавление

В начале XX столетия как минимум дважды на территории Вологодчины совершили вынужденную посадку воздушные шары с людьми на борту, причём экипаж первого чуть не пристрелили напугавшиеся крестьяне, а пассажиров второго едва не сшиб поезд.

Оба полёта не преследовали цель специально посетить наши края — судя по всему, аэростаты просто занесло к нам ветром. Вот только зачем они вообще поднялись в небо? Истинные мотивы опасных прогулок не раскрыты до сих пор.

Николай Рынин (справа стоит) перед полётом на воздушном шаре «Василий Корн» 21-22 сентября 1910 года. | Фото с сайта epizodsspace.airbase.ru
Николай Рынин (справа стоит) перед полётом на воздушном шаре «Василий Корн» 21-22 сентября 1910 года. | Фото с сайта epizodsspace.airbase.ru

Принесённые ветром

Первый полёт на воздушном шаре в России был осуществлён в Петербурге 20 июня 1803 года французским воздухоплавателем Анре-Жаком Гарнереном.

Поначалу никто и не мыслил извлечь из подобного приключения хоть какую-то пользу для науки — полёты воспринимались чисто как развлечение и быстро стали популярны.

В Петербурге подъёмы привязанных воздушных шаров и полёты свободных аэростатов производились с аэродрома, который находился на Волковом поле, на месте бывшего артиллерийского полигона. Здесь в 1885 году была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая готовила военных аэронавтов.

Именно из Петербурга и отправились экспедиции, завершившиеся крушением на Вологодчине.

Нечистая сила

Первым аэронавтом, ступившим на Вологодскую землю из гондолы воздушного шара, стал известный учёный, популяризатор воздухоплавания и космонавтики, автор работ по реактивному движению Николай Алексеевич Рынин (1877-1942).

Заинтересовавшись аэропланами, он специально съездил во Францию и Германию, а в Россию вернулся с твёрдым желанием научиться летать.

«Как-то раз зимой 1909-10 гг. мне пришлось быть на популярной лекции по воздухоплаванию. И вот среди лекции докладчик бросил упрек тем лекторам, которые берутся с кафедры учить людей воздухоплаванию, между тем как сами они никогда не летали. Этот упрек сильно задел меня... Несомненно, был только один выход: научиться летать самому», — вспоминал позднее Николай Алексеевич.

Первый полёт он совершил в ночь с 27 на 28 июля 1910 года на воздушном шаре «Василий Корн» (этот аппарат объёмом 1437 куб. м получил название в честь основателя и секретаря Императорского всероссийского аэроклуба) с пилотом — подполковником Генерального штаба.

Удостоверение аэронавта № 3 на имя Николая Рынина. Номер удостоверения указывал очередность его получения по списку гражданских пилотов России. 1910 год. | Фото с сайта wp.com Справа - старт аэростата «Василий Корн» с Николаем Рыниным и Сергеем Одинцовым. | Фото с сайта kostyor.ru
Удостоверение аэронавта № 3 на имя Николая Рынина. Номер удостоверения указывал очередность его получения по списку гражданских пилотов России. 1910 год. | Фото с сайта wp.com Справа - старт аэростата «Василий Корн» с Николаем Рыниным и Сергеем Одинцовым. | Фото с сайта kostyor.ru

Выполнив пять полётов (из них два ночных), Николай Алексеевич 31 августа 1910 года после сдачи экзаменов получил звание пилота-аэронавта, дающее право управлять сферическими аэростатами любой конструкции.

А в сентябре 1910 года в Петербурге состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания. Рынин совершил три полёта на всё том же аэростате «Василий Корн». Первые два обошлись без особых приключений, а вот третий едва не стоил воздухоплавателю жизни.

29 сентября сообщения Главной физической обсерватории были тревожными: сильный ветер в сторону Ладоги, Онежского озера и Белого моря, однако спокойствие Рынина и его напарника Сергея Одинцова позволило руководству дать согласие на полёт. Через несколько часов аэронавты пересекли Ладожское озеро, на следующий день — Северную Двину. Приземление было невозможно — вокруг болота. С большим трудом пилоты вынужденно приземлились в лесу.

Снижение сопровождалось выстрелами с земли. Позднее местные жители признались, что приняли шар за «нечистую силу» и пытались прогнать её, стреляя в воздух. В первые минуты вологодские мужики не решались даже подойти к воздухоплавателям, потом осмелели и начали расспрашивать: кто такие, зачем и как летели по небу? Удовлетворив любопытство, сельчане охотно помогли сложить купол шара, срубив деревья, за которые он зацепился.

От местных жителей аэронавты узнали, что они находятся недалеко от деревни Михайлово (по другим данным — Михалёво) Семёновской волости Вологодской губернии. Ближайшая к деревне железнодорожная станция Котлас находилась в 95 километрах, этот путь воздушные путешественники преодолели на двух телегах, прихватив сложенный шар.

Таким образом, из Петербурга аэронавты совершили полёт почти на 900 вёрст за 18 часов 35 минут. А вот возвращаться им пришлось 6 суток...

На шаре — на именины

Следующее воздушное путешествие на Вологодчину было предпринято в 1913 году и описано его участником — писателем и революционером Николаем Александровичем Морозовым (1854-1946). Подробности этого приключения удалось выяснить вологодскому адвокату Олегу Сурмачёву, который и поделился ими на своём сайте.

Николай Морозов родился в 1854 году в усадьбе отца (тот был помещиком) Борок Ярославской области. Там он и впоследствии и был похоронен. | Фото с сайта wp.com
Николай Морозов родился в 1854 году в усадьбе отца (тот был помещиком) Борок Ярославской области. Там он и впоследствии и был похоронен. | Фото с сайта wp.com

Как сообщала газета «Вологодский листок», «8 мая в 9 часов вечера в Петербурге со двора городского газового завода поднялся сферический аэростат «Василий Корнъ». Компанию Морозову составили поручик Михаил Канищев (пилот) и преподаватель Технологического института, инженер Витольд Ярковский.

Воздушный шар взял направление на юго-восток и сначала летел со скоростью 40 вёрст в час. Всю ночь аэронавты находились выше облаков, и только утром шар вышел из облачной полосы. 9 мая в двенадцатом часу дня шар, находясь около станции Кипелово Вологодской губернии, в 59 верстах от Вологды по направлению к Петербургу, остановился в воздухе — был полный штиль. Простояв на одном месте часа три, аэростат начал спускаться, но во время спуска был подхвачен порывом ветра, который отнёс его к полотну железной дороги. В это время там шёл товарный поезд. Видя, что ветер может отбросить шар прямо под поезд, аэронавты быстро выпустили газ, и шар благополучно опустился на землю всего в шагах в семидесяти от железнодорожного полотна. Повезло: машинист поезда не мог быстро остановить шедший под уклон поезд...

Спуск шара заметил объезжавший в это время на дрезине свой участок начальник участка службы пути инженер Семёнов, который оказал аэронавтам помощь и доставил их в Вологду. А в заключение они попали ещё на именины к присяжному поверенному Сигорскому, где и просидели до трёх часов ночи...

10 мая аэронавты отправились по­ездом в Петербург.

В описании своего приключения — статье «Из Санкт-Петербурга в Вологду: 600 километров над облаками и болотами», опубликованной во Франции, — Морозов упоминает, как они пересекли реку Чагодощу и намеревались достичь озера Кубенского, но погода помешала их планам.

Другой вопрос: а что им надо было в наших краях? Научных целей они не преследовали, сам Морозов — старый конспиратор — ни словом об этом не обмолвился.

Один ветер знает ответ...

Алексей Кудряшов

Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!