Найти тему

Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям

Оглавление

В древнейшие времена в Индии зародилось театральное и танцевальное искусство, которые, зачастую, представляли собой неразрывное единство. Появление такого синтеза, связывают с исполнением определённых религиозных обрядов и ритуалов.

Большое распространение в Индии получил особый вид театрального действа – классический танец, в который иногда включается слово и пение.

-2

Танцевальному искусству в этой стране придавали особое значение. Согласно мифологическим представлениям индийцев, именно танцуя, бог Шива сотворил мир, в его же неистовой пляске миру суждено и погибнуть. Древний трактат о музыке, танце и театральном искусстве «Натьяшастра», описывает 108 танцевальных поз Шивы, которые обязательно должен был изучить любой начинающий танцор.

Изображение Шивы-Натараджи.
Изображение Шивы-Натараджи.

Танец в Индии – это не просто согласованные и ритмичные движения под музыку – это некий рассказ, имеющий сюжет, облачённый в пластическую форму.

-4

Его тематика, чаще всего основана на мифах, легендах и произведениях классической индийской литературы. Индийский танец – это своего рода духовная практика, такая же, как и йога - форма «динамической медитации» с целью достижения гармонии тела и эмоций. Учатся ему с раннего детства в течение многих лет.

-5

В соответствии с руководством "Натьяшастра ", классический танец обязательно включает в себя триаду элементов, называемых Натья, Нритта и Нритья.

Натья – это символический элемент танца, где каждое движение, положение тела, жест и даже мимика, являются определёнными знаками, несут в себе сакральный смысл.
Нритта – собственно танец ради танца, где движения танцора имеют только эстетическое значение;
Нритья – это совокупность натьи и нритты – танец–рассказ-пантомима с конкретным драматическим сюжетом (чаще всего мифологическим);
-6

До недавнего времени, считалось, что в Индии сформировались шесть основных классических танцевальных стилей: Бхарат-Натьям, Катхак, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам и Катхакали. В последнее время в этот список включают ещё Манипури, и Сатрия.

(Утверждением этого списка занимается Академия Сангит Натак ("Sangeet Natak Akademi") - Индийская Государственная Академия музыки, танца и драмы).
-7

Бхаратнатьям

Древнейшим и самым любимым в Индии и за её пределами является Бхарат-Натьям, о котором расскажу чуть подробнее.

Даже его название говорит об особом статусе этого вида танца – «Бхарат» – самоназвание Индии у местных жителей, «Натья» – танец, то есть «Бхарат-Натьям» переводиться как «Танец Индии». Символично, что слово «натья» в санскрите имеет два значения – «танец» и «драма», это говорит о близости данных видов искусства в сознании индийцев.

(забавную расшифровку названия "бхаратнатьям", как аббревиатуры, прочитала в википедии, не знаю, можно ли ей верить - приведу, на всякий случай и её: бха — «бхава», чувства, эмоции; ра — «рага» — мелодия, та — «талам» — искусство ритма, натьям — танец).

Своим происхождением Бхарат-Натьям обязан ритуальным храмовым действам, которые исполнялись специально обученными жрицами-танцовщицами – девадаси.

-8

Согласно легенде, этот танец был изобретён божественной супругой Шивы - Парвати, и она поделилась своим искусством с Апсарами - небесными танцовщицам. А от них, в свою очередь, танец переняли храмовые служительницы. В древности считалось, что в танцовщицу во время действа вселяется божество, к которому она обращается.

Небесные танцовщицы - Апсары.
Небесные танцовщицы - Апсары.

Изначально он воспринимался как танец-молитва, танец-разговор с богом. Поэтому все движения Бхарат-Натьям имеют строгую геометрическую направленность и структуру, которая в древности связывалась с определёнными магическими свойствами. Позы, жесты и перемещения в этом танце строго каноничны и остаются неизменными.

-10

Исполняют этот танец только босиком (так как входить в храм в обуви нельзя). В костюм танцовщицы входят многочисленные украшения, издающие особый звон, при каждом её движении: бронзовые колокольчики на ногах, золотые браслеты на запястьях и предплечьях, кольцо - натх в носу, соединённое цепочкой с мочкой уха, на шее ожерелье, на голове обруч с подвеской.

Интересная деталь - по количеству рядов колокольчиков в ножных браслетах, можно определить уровень мастерства танцора. Чем он выше, тем бубенцов больше, но звенят они слаженнее, потому что каждое движение мастера отточено и хорошо контролируемо.

Не менее важным, чем костюм является макияж исполнительницы. На лице особенно выделяются глаза и брови, поскольку зритель издалека должен видеть мимическую выразительность танцовщицы. (Актёрское мастерство в данном случае имеет свое обозначение - абхинайя). А для того, чтобы зритель лучше мог разглядеть даже мелкие движение рук и ног, кончики пальцев и ступни окрашивают в красный цвет.

-11

Структура танца

Бхарат-Натьям состоит из нескольких разделов. Условно можно разделить их на следующие составляющие:

1. Вступление и демонстрация технической подготовки танцовщицы, сюда можно отнести:

  • "Пушпанджали" и "Аларипу". Своеобразное вступление с символическим подношением цветов и обращением к богам за благословением. Затем, танцовщица начинает постепенное движение от глаз, лица и головы, до момента, когда начинают двигаться все части тела.
  • "Джáтисварáм" (вариация, «сварам» — последовательность нот) — техническая часть, показывающая мастерство танцовщицы во владении телом и чувстве ритма и музыки. С каждой новой вариацией темп увеличивается, и, соответственно, вырастает сложность исполнения.
-12

2. Основная религиозно-культовая часть, где демонстрируется актёрское мастерство жрицы и религиозное служение божеству. Этот раздел включает:

  • "Шабдáм"  — танец-молитва, с неким сюжетом, который исполнительница передаёт с помощью пантомимы и, собственно танца.
  • "Варнам" - кульминация всего действа, длящаяся, в среднем около получаса. Здесь танцовщица должна продемонстрировать всё на что способна: красоту движений, пластику тела, все предписанные этому стилю позы и жесты, виртуозность техники, и конечно, драматическое искусство. Обычно, всё это раскрывается, благодаря наличию стихотворного сюжета, который исполняет в это время музыкант-певец.
Содержание как правило таково: девушка ждёт своего возлюбленного, и они, зачастую, благодаря настойчивости и энтузиазму девушки, в конце концов соединяются. За этой незамысловатой историей, конечно стоит гораздо большее. На самом деле - это аллегорический рассказ о человеческой душе, ищущей божества, и обретающей, в итоге, единение с ним.
Интересно, что каждая строфа текста, повторяется певцом несколько раз, и танцовщица, каждый раз должна найти новые средства, чтобы передать содержание этой строфы. Чем выше мастерство девадаси, тем интереснее и разнообразнее её вариации.

-13
  • Далее наступает самый лирический и чувственный раздел - "падам" ("слово", "фраза"). Также сюжетная композиция, исполняемая в медленном темпе. Она рассказывает обычно о событиях из жизни Кришны, где он предстаёт как влюблённый, ухаживающий за своей избранницей. Здесь танцовщица должна максимально заворожить зрителя своим драматическим даром.
-14
  • И после такого своеобразного отдыха (я имею ввиду темп), начинается "тилана" - заключительный танец, где важна именно техническая сторона. Бешеная скорость, сложные движения, согласуемые с прихотливым ритмическим рисунком, который задают музыканты - всё это похоже на религиозную экзальтацию, погружение в некий мистический транс.
Кстати, поскольку танцы-пантомимы в бхаратнатьям, это не просто рассказ о событиях, связанных с неким божеством, а каждый раз - сами события, происходящие, благодаря действиям танцовщицы-жрицы на наших глазах, то считается, от её мастерства и погружения в действо, может зависеть исход тех историй, о которых она повествует своим танцем.
Так что дело это очень важное и ответственное! :)

-15

3. Заключительная часть бхарамнатьям может включать в себя

  • "шлокам" - обращение к богам и "мангалам" - танец-благопожелание зрителям.

На самом деле, в этот список могут добавляться или исключаться какие-то составляющие, в зависимости от контекста исполнения танца.

-16

Танец-рассказ

Как уже отмечалось, все позы, жесты, движения и даже мимика танцовщицы Бхарат-Натьям строго регламентированы. Особые жесты, несущие определённую смысловую и символическую нагрузку, называются «мудры» и «хасты».

-17

В трактате «Натьяшастра» упоминается ряд жестов и движений, каждый из которых имеет свыше тридцати различных значений, не говоря уже о всевозможных их комбинациях.

В классическом танце предусмотрены 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений всей руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Кроме того, танцовщице предписаны 13 движений головы, 7 типов движений для бровей, 6 – для носа, 7 – для подбородка, а также 36 типов взглядов. Существуют правила позиций ступней, 32 движения ног, а также правила прыжков, вращений и перемещений на сценической площадке.
-18

Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и символическими, с их помощью в танце передается целая гамма чувств и образов. Они буквально «говорят». Кисти рук могут на глазах зрителей стать чашечками цветов, крыльями птиц, головами змей, на длинных гибких раскачивающихся телах, пиками гор, глубинами морей, руки танцовщицы могут сказать - «уйди», «приди», «останься», передать глубокую скорбь или выразить захлестывающую радость.

-19

Танцор также должен владеть и актёрской техникой, позволяющей так передавать душевные и физические состояния, чтобы зритель верил в реальность происходящего, был полностью включён в действие танцевального спектакля.

Главной же задачей танцора-актёра, является умение вызвать у зрителя определённое эмоциональное состояние, которое обозначается словом «раса» (буквально это слово переводится как «привкус»). То есть, некое «послевкусие», которое остаётся у зрителя после спектакля.

-20

Всего насчитывается девять типов расы: комическая, печальная, гневная, эротическая, героическая, устрашающая, вызывающая отвращение, изумляющая, успокаивающая.

Они соотносятся, соответственно, со следующими цветовыми оттенками: белый, пепельно-серый, красный, бледно-зелёный, светло-оранжевый, чёрный, синий и жёлтый.

Если зритель не почувствовал расу, значит танцор работал в пол-силы, и спектакль не достиг желаемой цели. Великие же актёры умеют буквально завораживать зрителей, заставляя их сопереживать действию, рождая сильнейшие эмоции в их душах.

-21

Ну и немного из истории этого танца. Не смотря на свою древность, это искусство к началу XX века оказалось почти полностью забытым. Сначала из-за мусульманского вторжения, а затем из-за британского. Однако редкие носители, всё ещё встречались в разных удалённых уголках страны.

Своим возрождением бхаратнатьям обязан Рукмини Деви (1904 - 1986) - девушке из Тамилы, родившейся в семье брахманов. Она начала изучение этой традиции, и буквально по крупицам собирала всю свою жизнь знания о танце.

Кстати, в различных источниках, отмечают, что на эту мысль её натолкнула великая русская балерина Анна Павлова!

В 1936 году Рукмини Деви был организован Международный центр искусств - Калакшетра, в Ченнаи (Мадрас), где и сегодня изучаются и бережно сохраняются древние индийские традиционные искусства.

Рукмини Деви.
Рукмини Деви.

Сегодня бхаратнатьям, да и вообще классический индийский танец приобрёл мировую популярность. Многие любители по всему миру стараются овладеть его техникой и философией.

-23

О классическом индийском танце, вы можете посмотреть ещё и этот короткий познавательный фильм на моем youtube-канале:

Завершая блок статей о традиционной индийской культуре и искусстве, процитирую прекрасные слова индийского мыслителя Вишванатха Нараване:

«Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берёт начало высоко в Гималаях и продолжает своё течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В неё вливаются многочисленные притоки, меняются её берега, но сама река остаётся неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить своё древнее наследие. Источник этого единства неуловим. Его можно почувствовать, но невозможно понять».

А если вас интересует культура и искусство классической Индии, то предлагаю вам почитать и другие мои публикации на эту тему:

Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.