Найти в Дзене

Военный автопром ссср. Какие военные автомобили были в ссср?

Полный привод на армейском автомобиле сейчас — это аксиома не требующая доказательств. В самом деле, заданий, которые требуют наличия у данной категории транспортных средств всех ведущих колес несть числа.
Однако на рубеже 1940-х годов во всем мире шли споры о том, какая колесная формула лучше всего подходит для легких командирских разведывательных автомобилей. Экспериментировали с 6х4, 4х2, и другими вариантами. Но в конечном итоге армии всех вовлеченных в мировой конфликт сторон остановились на классическом, принятом до сегодня 4Х4.

В союзе данной темой занималось несколько коллективов инженеров, ведущими из которых были НАМИ и ГАЗ. На последнем разработки возглавлял пожалуй самый талантливый конструктор тех лет — Виталий Грачев.
Именно ему в 1939 году были поручены работы по проектированию автомобиля повышенной проходимости на основе имевшегося прототипа. Им выступал американский Ford Marmon Herrington ld2-4, построенный в США на основе Форда V8 с использованием ведущих мостов производства компании "Мармон".

На основе этого прототипа к лету 1940 года были построены опытные образцы советского полноприводника в количестве двух штук. Первый из них — ГАЗ-61-40, с кузовом открытого типа "кабриолет"

-2

Вторым образцом был закрытый ГАЗ 61-73, на котором за неимением новых кузовов перспективного горьковского автомобиля ГАЗ 11-73, установили старый, от ГАЗ М1. Именно эта машина, получившая фронтовое прозвище антилопа и стала на конвейер. Но производство сложных агрегатов переднего ведущего моста шло трудно. Плюс загруженность завода выпуском другой, крайне нужной военной продукции. За все время войны свет увидели только 181 экземпляр этого автомобиля, который обслуживал в основном штабы фронтов.

Полный размер
Полный размер

К 1942 году развитие военной мысли пришло к следующему пониманию концепции использования — легкий и непритязательный автомобиль с угловатым кузовом, способный как перевозить до шести солдат, так и буксировать артиллерийские орудия. Плюс функции разведки и доставки срочных донесений и вывоз раненых.
Здесь также первое слово осталось за американцами — в 1940 году они спроектировали и построили "Бантам"40.

-4

Этот автомобиль ознаменовал собой прорыв в конструировании армейских внедорожников, выделившись своим необычным силуэтом из рядов закругленных автомобилей стилистики тридцатых годов.
В союзе ответили очень быстро — НАМИ презентовал АР-1 (автомобиль-разведчик первый), а горьковский завод явил разработку своего конструкторского бюро — ГАЗ-64

-5
-6

В основе двух машин лежали параметры Бантама, да и внешне они были довольно схожи. В результате проведенного конкурса к производству была рекомендована ГАЗовская модель, поскольку на заводе обладали возможностью быстро поставить ее на конвейер. Да и вообще, в конструкции внедорожника использовалось немало деталей от других горьковских автомобилей.

В течении войны выявилось немало как положительных, так и отрицательных сторон при эксплуатации ГАЗ-64. Основная из них — узкая колея, плохо сказывающаяся на управляемости и повышенная опрокидываемость "шестьдесят четвертого" из-за высокого центра тяжести.
К концу 1943 года в КБ завода был готов новый вариант внедорожника: ГАЗ-67.

-7

Он характеризовался увеличенной колеей, изменением передаточного числа в трансмиссии, новым радиатором и рядом других новшеств, положительно влиявшим на выполнением автомобилем боевых задач. Здесь однако следует сказать, что многие решения перешли на 67-й с еще одного легендарного автомобиля: Willys MB, который также поставлялся по ленд-лизу, и внес существенный вклад в общее дело Победы.

Полный размер
Полный размер

После окончания Второй мировой войны основным легким полноприводным автомобилем Красной, а затем Советской армии продолжал быть ГАЗ-67. Его модернизированный вариант, ГАЗ-67Б, усиленный по многим параметрам подвески и управления кроме армии использовался также в правоохранительных органах, сельском хозяйстве, геологами, нефтяниками и другими специальными службами и ведомствами.

Полный размер
Полный размер

Но утилитарный стиль "коробки с рулем и колесами" к началу пятидесятых годов порядком устарел, и в 1953 году ГАЗ представил замену заслуженному ветерану фронтовых дорог. Новый автомобиль получил индекс ГАЗ-69, имел более современный кузов, более выразительную внешность в плавных линиях, схожим с флагманом грузового автомобилестроения тех лет — ГАЗ-51.

Новый автомобиль мог брать на борт восемь солдат, и буксировать пушку калибром до 76 мм. За характерный стиль езды по бездорожью (благодаря короткой базе машина иногда подпрыгивала), получил народное прозвище "козлик"

Полный размер
Полный размер

С 1956 года полноприводник полностью выпускался в Ульяновске, где получил наименование УАЗ-69, и кодовое имя "Труженник". Здесь же увидели свет и модернизации базовой версии автомобиля — ГАЗ-69А, с четырехдверным тентованным кузовом — который также называли "командирским" и председательским" : на нем передвигались в основном командиры воинских частей и председатели совхозов и колхозов. Потому фраза "Председатель поехал на козле в поля, будет вечером" не казалась людям тех лет бредом…

Полный размер
Полный размер

Второй модернизацией был автомобиль ГАЗ-19, со специально спроектированным и построенным на шасси "шестьдесят девятого" закрытым цельнометаллическим кузовом, для нужд организаций связи. Также их охотно использовали сотрудники МВД для перевозки задержанных.

-12

Автомобиль ГАЗ-69 стал настоящей легендой своего времени, продержавшись на конвейере девятнадцать лет, при этом поставляясь в пятьдесят шесть стран. Кроме союза лицензионные копии автомобиля делали в Румынии и Северной корее. Но его время уходило. В 1972 году на главном конвейере Ульяновского автозавода появилась новинка — УАЗ-469, на многие годы ставшая основным автомобилем своего класса как в армии, так и в сельском хозяйстве.

Полный размер
Полный размер

Причем, учтя опыт предшественника, параллелоно с "армейской" версией сделали и гражданскую. Отличия заключалось в отсутствии редукторов на колесах, при стопроцентной внешней схожести автомобилей.

Полный размер
Полный размер

В 1985 году был проведен некоторый рестайлинг — задние фонари стали прямоугольными вместо круглых, сменились подфарники, ветровое стекло стало цельным, а не разделенным на половинки. Увеличился ресурс двигателя, появились новые дверные ручки. Автомобиль получил индекс УАЗ-31512, и в таком виде выпускался и поступал на снабжение армии до 1991 года.

Если понравилась статья ставь лайк и подписывайся!