И сегодня мы, говоря о чьём-нибудь поражении или неудаче, частенько пользуемся поговоркой «как шведы под Полтавой».
Она появилась после того, как 8 июля 1709 года в ходе Северной войны русские войска под предводительством Петра I одержали блестящую победу над шведской армией Карла XII. До этой поры Россия воевала в основном с татарами, турками да поляками, и вот впервые выиграла сражение, переломившее ход войны, у хорошо подготовленной европейской армии.
Современные историки сомневаются, что в военном плане это была грандиозная битва, но вот её политическое значение и влияние на дальнейшую историю неоспоримо. Более того, Полтавское сражение послужило основой для многих художественных, музыкальных, кинематографических и, конечно же, литературных произведений.
Несмотря на то что войсками руководили два выдающихся монарха своего времени, центральной фигурой Полтавы стал украинский гетман Иван Мазепа. Друг Петра Великого, которому царь практически безгранично доверял, оказался предателем.
Википедия
Генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 года в 6 верстах от города Полтавы.
Место: близ Полтава, Русское царство
Военная кампания: Северная война
Дата: 8 июля 1709 г.
Сегодня переход Мазепы на сторону шведов рассматривается под разными углами и даже оправдывается (так, в Украине он является национальным героем), но и ранее отношение к его поступку было неоднозначным.
Так, лорд Байрон, опираясь на вольтеровскую «Историю Карла XII», написал поэму «Мазепа». Уже по названию понятно, кто в ней главный герой. Только вот образ гетмана поэт крайне романтизирует, да и вообще, байроновский Мазепа не имеет ничего общего с реальным.
Ключевым эпизодом поэмы становится «казнь» молодого героя, служившего при дворе польского короля Яна II Казимира: его привязывают к лошади за преступную любовную связь с женой графа. Мазепа чудом оказывается жив и поселяется на Украине, где становится гетманом.
Правда у Байрона лишь в том, что Иван Степанович действительно служил при польском дворе, но был удалён из-за ссоры с другим придворным. Ни к каким лошадям его никто не привязывал, а легенда эта возникла на основе записок Пасека, того самого придворного, с которым Мазепа сначала поссорился, а затем и подрался. Тем не менее этот миф приводит Вольтер, а вслед за ним и Байрон.
Пушкин, хорошо знавший историю Российского государства, о байроновской поэме отзывался:
«Байрон знал Мазепу только по Вольтеровой «Истории Карла XII». Он поражён был только картиной человека, привязанного к дикой лошади и несущегося по степям. Картина, конечно, поэтическая... Но не ищите тут ни Мазепы, ни Карла...»
Возможно, чтобы восстановить историческую справедливость, Александр Сергеевич и сам взялся за перо. Эпоха Петра привлекала его давно, часто русский царь становился героем его произведений. Но главным событием его правления Пушкин считал победу под Полтавой:
«Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования совершаемого царём».
Поэт изучил архивные документы и исторические свидетельства и постарался быть точным даже в деталях. Хотя, конечно, определённый художественный вымысел есть и в его поэме, но всё же основные события, связанные с главными героями — Петром, Карлом и Мазепой, — выписаны в соответствии с историческими источниками. И это позволило Александру Сергеевичу заметить:
«Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, и речи его объясняют его исторический характер».
А характер этот, надо отметить, прескверный. Жадность, корысть, предательство, лукавство — Пушкин не пожалел мрачных красок, создавая образ гетмана. Он нарисовал человека, напрочь лишённого положительных черт. По сути, поэт построил поэму на противопоставлении Петра и Мазепы, патриота и предателя, великого царя, оставившего по себе громкую славу и мощную державу, и эгоиста, память о котором покрыта позором...
События тех далёких дней продолжают волновать и современных писателей. Например, одесский литератор Олег Кудрин предложил читателям своё видение сражения — роман в жанре альтернативной истории «Полтавская перемога».
В его версии победили Карл и Мазепа, а в России началась очередная Смута, приведшая к образованию Всерусинской империи во главе с Иоанном VI Мазепой. Вероятно, в этом романе что-то нашли, ведь он вошёл в шорт-лист премии «Нонконформизм-2010», но победителем не стал — пролетел, как швед под Полтавой...
👉 При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете👈
Статья не является научным исследованием. Автор оставляет за собой право модерации комментариев.
По вопросам сотрудничества, издания книг и размещения рекламы обращайтесь на эл. почту izdat@soyuz-pisatelei.ru
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌
Читайте также: 👇👇👇
Пётр Столыпин. Ему нужна была великая Россия!