Две певицы, Алла Пугачёва и Жанна Рождественская, фактически ровесницы (Алла на 10 месяцев старше), родились в суровое послевоенное время. Родители у обеих певиц были люди из простых семей, далеких от какой-либо светской жизни.
Алла Борисовна Пугачёва родилась на Крестьянской заставе, в районе м. Пролетарская. Мама её, педагог, усиленно заставляла её играть на фортепьяно. Семье достался трофейный инструмент «Циммерман». Как певица сама вспоминала, что она занималась музыкой из-под палки, потому что росла обычной дворовой девочкой. Она окончила 8 классов обычной московской школы № 496, что находилась в Лавровом переулке и со двора которой открывался шикарный вид на Новоспасский монастырь, и потом поступила в музучилище им. Ипполитова-Иванова, которое находилось в двух шагах от её дома, на той же Пролетарке. Алла была бойкая девушка, курила с 14 лет, и умела за себя постоять с детства. Школьные приятели даже ей кличку дали – фельдфебель. Красавицей никогда не слыла, носила очки, и на первый взгляд ничего незаурядного собой не представляла. Хотя уже с таких юных лет умела влюблять в себя мужчин.
Жанна Германовна Рождественская родилась в городке Ртищево в семье рабочих. По её рассказам в городке тогда было всего одно пианино, у скрипача местной музыкальной школы. И её родители смогли купить у него этот инструмент для Жанны, которая с юных лет поражала всех своей музыкальностью. Кстати, инструмент тоже был немецкий и трофейный. Потом Жанна поступила в музучилище на дирижёрско-хоровое отделение в Саратове, которое благополучно окончила.
Дальше началась взрослая жизнь, и талантливые девушки стали пробиваться к своим вершинам славы.
У Аллы всё как-то получилось раньше и звонче, чем у Жанны. В ноябре 1965 года будучи студенткой второго курса училища она отправилась в свою первую гастрольную поездку с артистами Мосэстрады в составе сборной эстрадной программы А. Лившица и А. Левенбука «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Выступления прошли в Кировской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Омской областях. По возвращении из поездки в декабре 1965 года для программы «С добрым утром!» Всесоюзного радио записала свою первую песню «Робот».
Алла Пугачёва в 16 лет исполняет песню "Робот". 1965 год.
Алла Пугачёва. Из фильма "Король-олень". В кадре Валентина Малявина. 1969 г.
На радио её позвал известный бард Борис Вахнюк, который и дальше благоволил Алле. С его агитбригадой радиостанции «Юность» певица поколесила по городам Сибири и крайнего Севера.
В семнадцать лет на неё вышел В. Шаинский с которым она сделала записи нескольких песен. В 18 лет она засветилась в передаче «Будильник», где исполнила песню «Иду из кино».
Правда продолжительные гастроли сыграли с ней злую шутку и её не аттестовали при выпуске из училища, поставив кучу неудов. Пришлось идти замаливать грехи в обычную школу учителем музыки. В конце концов после штрафного года в 20 лет Алле Пугачёвой дали диплом с присвоением классификации «Учитель пения в общеобразовательной школе, преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе».
Потом у певицы пошли непростые годы. Она колесила, «причесывала» города с артистами госцирка, вместе со своим первым мужем Миколасом Орбакасом, работала в липецкой филармонии солисткой ансамбля «Новый электрон». Родила дочь Кристину в 1971 году.
Жанна Рождественская, окончив тогда же училище, с 1970 по 1973 год руководила ВИА «Поющие сердца» Саратовской филармонии, в котором была также солисткой, играла на электрооргане и фортепиано. Потом была приглашена режиссёром Львом Гореликом в руководимый им «Саратовский театр миниатюр» в эстрадный мюзикл «Не телефонный это разговор…». Затем с музыкантами театра Жанна организовала фольклорный ансамбль «Саратовские гармошки» с которым изрядно поколесила по многим городам и весям. В 1969 году родила дочь Ольгу от мужа-барабанщика Сергея Акимова.
Впервые певицы встретились в 1974 году, когда обе приняли участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. И что интересно, что обе никак себя там не проявили. Обе стали дипломантами конкурса. Жанна была с "Саратовскими гармошками" и исполняла народные песни, а Алла пела песню на стихи И. Резника "Посидим, поокаем". Правда, Алла Пугачёва, смогла подсуетиться и буквально вытребовала себе у членов жюри, куда входили Иосиф Кобзон и Гелена Великанова, третью «утешительную» премию. Жанна же скромно так и осталась дипломантом, а Алла всё ж, хоть каким, но лауреатом.
После конкурса Жанна Рождественская с дочерью разводится с мужем и остаётся в Москве, где работает сначала в «Союзгосцирке» (благодаря которому получает прописку), а затем в «Московском мюзик-холле». Алла тогда же разводится с первым мужем и начинает массированно пробиваться к своему Олимпу.
У обеих певиц вскоре последовали победы в конкурсах. Алла победила в 1975 году Болгарии на конкурсе «Золотой Орфей», с суперпопулярной впоследствии песней «Арлекино». Жанна победила в 1976 году на Международном конкурсе политической песни в Сочи «Красная гвоздика».
С этого же года Жанна становится великой закадровой певицей страны, во многом благодаря Алексею Рыбникову и записям на пластинку «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Уникальные кадры, где Жанна Рождественская запечатлена вживую в свои 27 лет. Кадры из фильма "Диалог". 1977 год.
Жанна Рождественская. Ария Звезды. Запись 1978 года.
Тут стоит сделать отступление назад. Мало кто помнит, но Алла Пугачёва к 1975 году была уже известной закадровой певицей. Вполне возможно, что если бы не мощные администраторские таланты Аллы, то ей бы она и осталась она в памяти народной.
В 1969 году она великолепно дебютировала в кино песней в кинофильме «Король-олень», потом была работа в фильме «Удивительный мальчик», «Стоянка поезда две минуты», «Центровой из поднебесья», «Между небом и землёй», были записи для фильма «Эта веселая планета» (в итоге не вошли в фильм), вокализ в знаменитом фильме Шукшина «Печки-лавочки». Естественно всё пришло к знаменитым её записям в популярном фильме «Ирония судьбы». Рязанов приглашал молодую Аллу Борисовну зная её исключительно как закадровую певицу. Никакой звездой в то время она не была. Была обычной трудовой лошадкой от эстрады.
Закадровая популярность Жанны была в десятки раз больше этого списка Аллы, и к великому сожалению так и осталась её визитной карточкой на всю жизнь. (Впрочем об этом я написал большую отдельную статью здесь.)
Трудно понять каким образом в Алле Борисовне проснулся тот мощный монстр, который сминал всё на своём пути начиная с 1978 года. До сих пор неясно как народился этот феномен, что в стране началось умопомешательство от песен в её исполнении, и что произошёл беспрецедентный для СССР случай, когда один исполнитель поднялся настолько выше остальных. Когда её популярность могла граничить только с популярностью В. Высоцкого.
С трудом верится, что всем процессом отрулил А. Стефанович. Хотя он именно это везде и утверждает. Не думаю. Скорей этот феномен кроется в самой Алле Борисовне. Просто пришло время исполнения её желаний. Особенно после фильма «Женщина, которая поёт». Вся остальная её карьера у нас всех перед глазами. По сей день.
А что же Жанна? Штучная певица, которую многие композиторы кто с ней работал, лишённые сентиментов, называли гениальной. Жанна, которая по таланту была намного выше Аллы Пугачёвой, так и осталась сидеть за кадром. И дело не только в её четырёх рабочих октавах, и её потрясающей самоотдаче и умению верно находить образ песни. Просто такие голоса как у Жанны Рождественной вообще появляются раз в 50 лет. Жанна Рождественская при удачном стечении обстоятельств честной борьбы заткнула бы Аллу за пояс.
Но, Жанна человек, совершенно лишенный умения плести интриги, в период своего звёздного становления, который просто синхронно совпал с восхождением Аллы Пугачёвой, была закатана в асфальт паровым катком её величества Примадонны.
Продолжение следует здесь. Сигайте сюда, господа хорошие