Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 в Варшаве в Российской империи в семье ополячившихся евреев.
В детстве он учился в русской гимназии и, помимо польского и еврейского языков, изучал русский, латынь, греческий, немецкий и французский.
Уже подростком Генрик был вынужден подрабатывать репетиторством, так как у его отца обнаружилась душевная болезнь и нужно было помогать семье. Это занятие помогло ему обнаружить две свои основные склонности – к педагогике и медицине. Далее он всю жизнь будет служить людям в этих направлениях.
В 1898 году Генрик начал печататься в периодических изданиях, взяв псевдоним “Януш Корчак”, ставший его новым именем. В общей сложности этот великий гуманист, врач и воспитатель написал более 20 книг по педагогике, главными из которых считаются: “Как любить ребёнка” и “Право ребёнка на уважение”.
Перу талантливого автора принадлежит и несколько произведений художественной литературы: “Дети улицы”, “Дитя гостиной”, “Моськи, Иоськи и Срули”, “Король Матиуш Первый” и другие.
В том же 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета, летом 1899 года совершил поездку в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.
В 1903-11 годах Корчак работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях и вступил в еврейское благотворительное Общество помощи сиротам и посетил Германию, Великобританию и Францию для изучения опыта тамошних педагогов.
В этот период он также успел принять участие в Русско-Японской войне в качестве военного врача. Едва получив диплом об окончании медицинского ВУЗа, Януш сразу рванулся туда, где было тяжелее всего, чтобы спасать людские жизни.
В 1911 году Корчак оставил профессию врача, как он думал навсегда, и основал в доме 92 на улице Крохмальной в Варшаве “Дом сирот” для еврейских детей, которым руководил до конца жизни.
Это была настоящая школа жизни, детская республика с самоуправлением, газетой, товарищеским судом, пред которым, кстати, представали не только дети, но и взрослые, нарушавшие права детей. Но главной статьей в судебном кодексе Корчака было – прощение.
Януш Корчак видел в детях всю их чистоту и величие: “Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми. Ребенок – тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький – значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе, любви… Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет…. Чтобы понять ребенка, любить ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки”.
Однако в период Первой мировой войны Януш Корчак вновь вспоминает свои медицинские навыки и работает в дивизионном полевом госпитале российской армии, параллельно занимаясь устройство жизни детей, оставленных войной сиротами. В период войны он ещё и успевает написать один из своих педагогических трудов: “Как любить ребёнка”. Позже он ещё раз работает в госпитале в Лодзи – во время советско-польской войны 1919-1920 годов.
Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.
В 1919-36 годах он принимал участие в работе интерната “Наш дом” для польских детей, где также применял новаторские педагогические методики. При этом он успевал писать для нескольких периодических изданий и редактировать еженедельник “Малое обозрение”, в котором активно участвовали его воспитанники.
После оккупации Варшавы немцами в 1939 году Корчак ходил по Варшаве в своем мундире офицера польской армии и продолжал заниматься педагогикой. В 1940 году вместе с воспитанниками “Дома сирот” был перемещён в Варшавское гетто, где несколько месяцев провёл в тюрьме. В гетто педагог отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма.
Когда в августе 1942 года 200 еврейских сирот отправляли в лагерь смерти Треблинка, их воспитатель вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской отправился вместе с ними. Там детей ждала смерть.
В последний момент нацисты испугались за свою репутацию и предложили свободу педагогу с мировым именем, но Януш Корчак отказался. Двести детей Дома сирот и четыре воспитателя, не покинувшие ребят, построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, только, как птенцы, жались к своему руководителю…
Он шел впереди, во главе колонны из опекаемых им малышей и подростков, держа на руках маленькую Натю – девочка не могла ходить после тяжелей болезни – и ведя за руку другого ребёнка. Корчак учил их жить, а теперь ему предстояло показать, как человеку надлежит достойно принимать смерть.
До конца своих дней Корчак не утратил способности видеть добро в каждом человеке.
Последняя запись в дневнике Старого Доктора не об ужасе грядущего дня, нет… Она об эсесовце, стоящим с карабином у Дома сирот: ”Что он будет делать ,если я дружески махну ему рукой? Вряд ли выстрелит… Возможно, до службы он был учителем или нотариусом… и не знает, как все на самом деле…”.
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!