Найти тему
Давыдов.Индекс

Почему не будет губернаторов-коммунистов

Отказ в регистрации на губернаторские выборы получил уже пятый кандидат от КПРФ.

Владимир Инютин

политолог и политтехнолог (Воронеж)

Безусловно, с юридической точки зрения отказы региональных избиркомов кандидатам от КПРФ и другим оппозиционным кандидатам в большинстве случаев безупречны. Практика законодательного регулирования губернаторских выборах позволила создать принципиально непроходимые для кандидатов от оппозиции барьеры (выделение доли «подписей» депутатов от муниципальных образований первого уровня, необходимость собирать подписи от большинства мунобразований и т.д.). Стали уже стандартными и технологии, применяемые против несогласованных кандидатов (к примеру, «сдвоение» подписей – т.е. ситуация, когда муниципальный депутат ставит подпись в поддержку более одного кандидата). В этом году в некоторых субъектах проходит экспериментальную проверку новая технология – роспуск муниципальных советов, приводящий к утрате статуса муниципальных депутатов лиц, вносящих подписи.

КПРФ постепенно выходит из «крымского консенсуса», лишаясь административной поддержки власти, без которой представители партии в абсолютном большинстве округов не имеют шансов на регистрацию. Еще пару лет назад кандидаты от партии легко проходили муниципальный фильтр. Расползаться трещина в отношения между властью и КПРФ стала после выборов 2018 года (кейсы Хакасии и Приморья), резко углубилась она после голосования по Конституции. Видимо, сейчас партия находится вне «круга доверия» АП. Даже многолетняя поддержка российскими коммунистами Александра Лукашенко выглядит теперь для Кремля весьма подозрительной.

С качеством кандидатов от КПРФ прохождение/непрохождение фильтра никак не связано. Понятно, что в условиях, когда лифты социальной мобильности слабо привязаны к пребыванию в партиях даже системной оппозиции, средний уровень компетентности и профессионализма кандидатов от ЕР или поддержанных Кремлем выше, чем у кандидатов от оппозиции. Но раньше это коммунистам не мешало проходить фильтр. Сейчас же мы видим, что депутат регионального парламента Коми от КПРФ Олег Михайлов фильтр не прошел, а представитель КПСС Сергей Пономарев – прошел.

Сам фильтр давно отжил свое, с какой-то точки зрения он являлся мертворожденным, активно отсекая нежелательных для власти кандидатов, но не препятствуя проникновению в региональную власть, к примеру, будущим фигурантам уголовных дел. Сам принцип поддержки кандидатов муниципальными депутатами выглядит несколько странным как с точки зрения уровня решаемых ими задач, так и с точки зрения противоречия ст.12 Конституции о разделении государственной власти и местного самоуправления. Более логичным представлялась бы поддержка кандидатов депутатами регионального парламента.

Есть еще один недостаток муниципального фильтра, о котором редко говорят. Само его существование снижает уровень готовности к выборам и политической борьбе кандидатов от «партии власти» в целом. Возможность отсеять неугодных кандидатов расхолаживает и не дает поддерживать хорошую форму как кандидатам от власти, так и работающим на них политтехнологам. Поэтому, столкнувшись с реальной конкуренцией, они попадают в состояние нокдауна как это было в 2018 году в Хакасии, Приморье, Владимирской области, Хабаровском крае. Рискну поэтому высказать несколько парадоксальное мнение, что отмена мунфильтра нужна, прежде всего, «Единой России».