Примитивизм – это направление живописи, суть которого в том, что художник, будто нарочно рисует как ребёнок, сознательно упрощая формы, перспективу, игру света и образы предметов.
В рамках этого направления цвет и чувства, которые он вызывает, значат гораздо больше, чем реалистичность и натуральность передачи.
Безумные порой сочетания неразбавленных ярких красок вызывают самые искренние и неподдельные эмоции. Изображения наносятся на холст резкими раздельными мазками, а свет и тень не играют никакой роли. Задача художника – передать впечатление в максимально наивной форме. Поэтому примитивизм также часто называют наивным искусством.
Чем же отличается настоящий примитивизм от обычных детских рисунков?
Отличительной чертой направления является опыт художника: его культурные знания и профессиональные навыки, которые невозможно скрыть и в тени самых диких красок и невероятных фигур.
Как культурное явление примитивизм возник на рубеже XIX и XX веков. Это необычное направление принесло славу многим маститым художникам. За основу мастера, многие из которых действительно не имели классического художественного образования, брали произведения первобытных культур: наскальную живопись, каменные истуканы и ритуальные маски африканских народов.
Самыми выдающимися представителями течения стали:
1. Анри Руссо
Анри Руссо более 15 лет прослужил на таможне. За что и получил прозвище «Таможенник». По слухам, чтобы не терять даром время и творческий запал, Руссо установил себе мольберт прямо на рабочем месте. Работами этого французского живописца восхищался сам Пабло Пикассо. Картины художника поражают богатством красок и фантазией.
2. Нико Пиросмани
Тот самый грузинский художник, ставший прототипом героя песни про «миллион алых роз». Нико Пиросмани широко известен как непризнанный гений своей эпохи. Любимыми темами в его творчестве были сцены традиционных застолий, а также портреты и пейзажи.
3. Анна Мария Мозес
Американская художница также известная как Бабушка Мозес – женщина с невероятной судьбой, полностью посвятившая себя живописи только после 70 лет. Сюжетами её картин чаще становились окрестные пейзажи и бытовые сцены.
Особенности примитивизма:
1. Плоское изображение без линейной перспективы.
2. Детализированный фон.
3. Постоянство цвета и его насыщенности вне зависимости от положения предмета.
4. Практически полное отсутствие теней.
5. Нарушение пропорций.