Найти в Дзене
Теория Авиации

Проблема шума в аэропортах

Шум, создаваемый воздушными судами во время взлета и посадки ВС, является серьезной проблемой для аэропортов. Он может сдерживать развитие новых АП и серьезно препятствовать эффективной работе существующих. Т.е., по сути, он является еще одним фактором, ограничивающим эксплуатацию аэропортов. Неудобства для населения, вызываемые авиационным шумом, наиболее выражены в крупных АП с большой интенсивностью полетов, которые расположены вблизи больших мегаполисов и регионов с высокой плотностью населения. Чем же так опасно постоянное шумовое загрязнение для человека? При длительном воздействии шумовой нагрузки наблюдается изменение характеристик функциональных систем человека: развивается шумовая болезнь, ухудшаются память и мышление, снижается общая сопротивляемость организма к внешним воздействиям, появляется раздражительность и неустойчивое эмоциональное состояние, возникают частые головные боли. Шум, создаваемый современными ВС, складывается из шума его СУ и аэродинамического шума обтека

Шум, создаваемый воздушными судами во время взлета и посадки ВС, является серьезной проблемой для аэропортов. Он может сдерживать развитие новых АП и серьезно препятствовать эффективной работе существующих. Т.е., по сути, он является еще одним фактором, ограничивающим эксплуатацию аэропортов.

Неудобства для населения, вызываемые авиационным шумом, наиболее выражены в крупных АП с большой интенсивностью полетов, которые расположены вблизи больших мегаполисов и регионов с высокой плотностью населения.

Чем же так опасно постоянное шумовое загрязнение для человека? При длительном воздействии шумовой нагрузки наблюдается изменение характеристик функциональных систем человека: развивается шумовая болезнь, ухудшаются память и мышление, снижается общая сопротивляемость организма к внешним воздействиям, появляется раздражительность и неустойчивое эмоциональное состояние, возникают частые головные боли.

-2

Шум, создаваемый современными ВС, складывается из шума его СУ и аэродинамического шума обтекания планера.
Определяющим является шум СУ, но на отдельных этапах полета значителен и аэродинамический шум.

В 1969 году по инициативе ИКАО состоялась всемирная конференция по проблемам шума в районах аэропортов.
И в 1971г по результатам конференции было разработано Приложение 16 Конвенции о международной гражданской авиации «Охрана окружающей среды».

-3

Первая и вторая части данного Приложения посвящены вопросам авиационного шума и эмиссии авиационных двигателей.
На основании данного Приложения разработан ряд методов борьбы с авиационным шумом:

  • Прежде всего – это эксплуатация ВС с низким уровнем шума. Границей шумового загрязнения, производимого самолетом является показатель EPN - effective perceived noise level – эффективный уровень воспринимаемого шума, измеряемый в дБ. Измерение производится при полном отсутствии осадков, отсутствии аномальных условий ветра, температуре воздуха на высоте 10 м от ВПП от 2 до 35 градусов С и и влажности воздуха в пределах от 20 до 95%.. измерение производится по трем контрольным точкам – при взллете на расстоянии 450 м от ВПП, при наборе высоты на расстоянии 6,5 км от начала разбега самолета и при посадке на расстоянии 120м от полосы и угле наклона глиссады в 3 градуса.

Требования к уровню шума двигателей со временем становились строже. В начале 2000-х это привело к тому, что большинство пассажирских лайнеров советского и российского производства прекратили свои полеты в Европу. Самолеты Ту-134, Ту-154Б, Ил-62М, Ил-76 и Ил-86 оказались в списке ВС, для которых европейские аэропорты стали закрыты. Требованиям ИКАО удовлетворяли на момент введения запрета на полеты Ту154М, Як-42Д, Ил-96-300 и Як-40, выпущенные после 1990 г. – они продолжили выполнение полетов, остальным моделям потребовалась глубокая модернизация.

Вопрос снижения уровня шума, производимого двигателем ВС, важен не только с точки зрения эксплуатации аэропортов. Он во многом определяет способность самолета успешно конкурировать на рынке авиационных услуг. Введение запрета на полеты, связанное с шумом, нанесло значительный удар по отечественным авиапроизводителям и способности российской техники конкурировать на международном рынке.

2. Все это является основой второго направления мер по снижению шума, заключающегося в проектировании авиационных двигателей с применением звукопоглощающих конструкций. Звукопоглощающие конструкции устанавливаются в различных частях силовой установки и мотогондолы, и позволяют снизить уровень шума. Вопросами разработки технологически новых решений в области звукопоглощающих конструкций занимается такое научное направление, как авиационная акустика.

3. Третьим методом снижения уровня авиационного шума является проведение некоторых эксплуатационных процедур. Например, изменение режима работы двигателя на взлете, выполнение 2-х сегментного захода на посадку с увеличением глиссады или отказ от работы реверса тяги.

4. Кроме мероприятий, касающихся непосредственно воздушных судов и их эксплуатации, существует комплекс мер по организации использования аэродрома и планирования воздушного движения. Прежде всего планируется использование предпочтительных по шуму ВПП и устанавливается режим работы аэропорта. Во многих зарубежных аэропортах, находящихся вблизи крупных городов, запрещены ночные полеты, или для их выполнения требуется специальное разрешение.

5. При планировании маршрутов воздушных перевозок предпочтение отдается маршрутам с минимальным уровнем шума, проходящим по возможности на удалении от населенных пунктов.

6. Мероприятия по снижению шумовых воздействий гражданской авиации на население включают в себя также рациональный подход к использованию земель и строительству. По возможности, производится выкуп земельных участков, прилегающих к АП.

7. При строительстве различных объектов вблизи аэропорта учитывается зонирование территории вокруг него по уровню шумового воздействия. Существуют три зоны застройки: зона застройки без ограничений, зона регламентированной застройки и зона запрещения всякой застройки

-4

Кроме того, при строительстве жилых и административных зданий в районе аэропорта должны применяться специальные шумоизоляционные материалы и устанавливаться специальные звукопоглощающие конструкции. Комплексной мерой борьбы с шумовыми загрязнениями является сертификация воздушных судов по шуму.