Найти в Дзене
Данька Вишневская

Где твои мысли, а где плагиат?

Что наши идеи, а что плагиат?

Память иногда прячет от нас многое. От меня-то уж точно.

Недавно я рассказывала вам, что перечитала “Алые перья стрел”

В. П. Крапивина, а тут прошлась по безлюдным пространствам “Дырчатая луна”, “Самолёт по имени Серёжка”, “Лето кончится не скоро”. Они написаны в начала девяностых, впервые были прочитаны мной в 12 лет. Столько времени прошло, многое стёрлось. Перечитывая сейчас, сюжетные повороты не угадывались даже смутно. Пару раз приходилось откладывать книгу, потому что ничего не видела из-за слёз, уговаривала себя, что это ненастоящие люди, и нельзя так реветь над книжками в 30 лет.

Но как? Как в этой казалось бы простоте столько силы? Столько образов и чёткая картинка без напыщенных и витиеватых фраз. Как можно писать так трогательно, будто словами играть на струнах моей души? Если что, то я хоть и сентиментальна, но не плачу над каждой книгой, просто Владислав Петрович умеет.

Почему я в начале поста написала про плагиат?

В истории “Лето кончится не скоро” мальчишка был в футболке с косматым львом (как мой Лёвка из “Вечного лета 2.0”). А ещё одну из девчонок зовут Алевтина, которой больше нравится, чтобы её называли Тина. Те, кто читал “Вечное лето 2.0”, знает, что у меня была Валентина = Тинка. Да и само название...

Плагиат?

Львёнок у Левки появился благодаря его имени. А что касается девчонки, то на самом деле я хотела назвать Тинку - Динкой, да и вся книга должна была быть посвящена ей, а не Митьке. Вот только оказалось, что писать мемуары очень больно и тяжело. Мне пока даются хорошо только лёгкие душевные стриптизы.

Но поверьте, в моих героях частички души, есть что-то от меня или моих близких. В моих историях, всё, что влияло все эти годы «до», просто не сразу ясно что и как аукнется.

Случайно ли эти совпадения? Не знаю. Никто не знает.

Но творчество Крапивина повлияло не только на мой стиль, но и в каком-то смысле воспитало.

Оглядываясь назад, я теперь чётко вижу, откуда растут ноги у моего обострённого чувства справедливости, стычки с “крутыми” одноклассниками, которые хотели самоутвердиться, желание думать своей головой, не верить на слово старшим, уважать их только в том случае, если они этого заслуживают. Это не история про то, что не нужно уступать бабушкам место. Конечно, нужно, если у вас есть возможность. А про то, что некоторые люди вели себя всю жизнь не самым лучшим образом, и тот факт, что они родились раньше тебя и прожили дольше, не делает их умнее, а их поступки автоматически достойными уважения. Помню, как в этом плане меня разочаровало несколько учителей. Да, они люди, и имеют право на ошибку. Но когда человек из года в год делает жизнь других невыносимой, потому что он якобы хороший педагог, с криками, а иногда и рукоприкладством, нанося психологические травмы, то это уже не ошибка. Это система. Это недостойно вашего уважения.

Никогда раньше не читала так углубленно биографию Крапивина. Может потому что раньше не было интернета. Заметила, как реальная жизнь находила отражение в его творчестве. Особенно заметно по горячим следам.

Так может тогда не такие уж ненастоящие тут герои? Может, как раз поэтому слёзы всегда тут как тут?

Может, когда-нибудь и про меня кто-то из читателей будет подмечать такие же детали, как пасхалки, что разбросаны в книгах. Вроде того, что: “О, а у Тинки псориаз, и у Даньки есть. Значит, сама прожила это, прочувствовала” или “А в этой книжке Лия и Филиппе постоянно пьют кофе, Вишневская и сама кофейный маньяк. У неё даже подруга редактор - личный бариста, с чудесной кофейней “Вереск”, представляешь?”

Местами решат, что не было… слишком фантастично, нереально. Ну что ж, правда иногда действительно страшнее или ярче любого вымысла. Потом уж и сама забуду, где приукрасила.

А что воспитало тебя? Что сделало твой именно характер таким, знаешь?