Даритель жизни и вечный властитель верхнего и нижнего миров. Так египтяне называли Сфинкса. Он охранял вход в загробный мир и олицетворял власть фараона.
Как и сегодня, 4 тыс. лет назад Гиза была пустынной территорией. Жизнь пришла сюда, когда фараон Хеопс пожелал увековечить себя. Он построил пирамиду, а затем его примеру последовали сын и внук. Безжизненная пустыня стала городом мертвых.
Вероятно, в первоначальном плане не было Сфинкса. Во время работ на каменоломне осталась скала материала, и вместо того, чтобы убрать ее, древние египтяне превратили скалу в скульптуру для символической охраны входа в пирамиды, то есть в загробный мир.
Современные ученые попытались воссоздать орудия труда древних египтян и с их помощью изготовить уменьшенную копию носа Сфинкса. На основе опыта они подсчитали, сколько заняло строительство у древних египтян, использовавших медные долото и каменные молотки. 100 камнерезов должны были работать три года. Плюс им была нужна армия мастеров, готовивших инструменты, носивших материал и т. п.
Сфинкс олицетворял неограниченную власть фараона. На голове — немес, специальная повязка, которую носили только правители. Для тела выбран лев, поскольку фараоны отождествляли себя с этим животным, полагая что оно выражает силу, мощь и власть. При этом его образ обратен традиции изображения богов, которые выглядели как люди с головами животных.
Скульптура пережила периоды обожествления и забвения. Во времена Древнего царства Сфинкс был символом не только фараона, но и солнца, и его задачей было обеспечение перехода правителя в загробный мир. После разрушения Среднего царств и пирамиды, и Сфинкс рассматривались как богатые кладовые, которые можно было разграбить. В эпоху Нового царства, расцвета Древнего Египта, Тутмос IV повелел восстановить Сфинкса, который к тому времени уже был по шею занесен песком.
Тутмос приказал построить стены высотой 9 метров, чтобы защитить скульптуру он наносов песка. Скульптура была ярко раскрашена: видимо, лицо было красным, головной убор — желтым и голубым. Кстати, ученые идентифицировали на Сфинксе плиты четырех периодов, то есть египтяне, греки и римляне неоднократно реставрировали его позднее.
Одна из загадок, связанных со скульптурой, — исчезновение носа. Есть легенды и приказе Наполеона упражняться в стрельбе по Сфинксу, из-за чего часть Сфинкса якобы и откололась. Но за несколько столетий до египетского похода Наполеона арабские источники говорили об отсутствии носа.