Директор федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова на пресс-конференции в Москве 3 августа поделилась с общественностью решимостью усложнить ЕГЭ по русскому языку.
Мотивировала необходимость этого она тем, что в 2020 году средний балл по русскому языку оказался слишком высоким. И это, по мнению директора ФИПИ, говорит о том, что экзамен был слишком простым для учащихся. Поэтому его необходимо сделать более сложным.
«Будем по русскому языку смотреть моменты, которые можно закрутить», — так выразила свою мысль Решетникова.
Логику их не понять: плохо школьники сдали ЕГЭ, низкий средний балл, значит, в школах плохо учат, дети ленивые и нерадивые. Но в целом это хорошо.
Высокий средний балл - плохо. Но это не дети умные, старательные, не учителя хорошие, а задания лёгкие. О как!
Между прочим, ЕГЭ по русскому не изменился с прошлого года. Не стал ни сложнее, ни легче. Почему в прошлом году не говорили о том, что он лёгкий?
Ну, раз в этом году сдали экзамен лучше, значит, надо усложнять. Выражаясь словами Решетниковой, «будут по русскому языку смотреть моменты, которые можно закрутить».
Речь директора ФИПИ! Сама-то поняла, что сказала? Как это вообще соотносится с речевыми нормами? Сколько здесь речевых ошибок!
Будем смотреть, «закрутим моменты». Куда закрутить? Чем закрутить? Зачем?
Что значит это «закрутить»?
Почему нормально не выразиться: подумаем, какие задания можно и нужно усложнить. Нет, они так не умеют. Как эти люди вообще тесты составляют?
А ещё вопрос, как они в ФИПИ попадают?
Второй вопрос: что можно усложнить в ЕГЭ по русскому.
На самом ли деле экзамен так прост?
Да, абсолютные двоечники, которые в течение всего года занятия ни разу не написали диктант средней сложности на тройку, сдают на 70, 72 и более балла.
На мой взгляд, никой тест не покажет истинное знание русского языка. Даже очень сложный. Особенно тест ЕГЭ. Поскольку тест содержит типовые задания, к нему несложно подготовиться. Как говорят, «натаскать» на ЕГЭ.
Единственное, что реально может показать знания ученика по русскому языку – это диктант.
Хороший такой, средней сложности, на все виды орфограмм и правила пунктуации.
Можно писать под диктовку с диска, можно выдать ученикам в качестве задания текст без знаков препинания и с пропущенными буквами в словах, который нужно переписать на бланк без ошибок. Это может считаться базовым уровнем экзамена. Задания повышенной сложности, так скажем, профильная часть, могут включать все виды разборов (фонетический, морфологический, синтаксический), а также поиск в тексте художественных средств выразительности. Вот и всё.
Проще простого. И сам экзамен станет менее продолжительным, и оценка знаний ученика будет абсолютно объективной.
А знаете, почему диктанта вместо тестов не будет никогда? Потому что в таком случае не понадобятся сборники тренировочных заданий, «рекомендованных ФИПИ», создаваемых разработчиками ЕГЭ. А сборники эти стоят дороговато: 400-500 рублей, а значит, авторские гонорары с них капают очень приличные.
Да и вообще тогда непонятно, чем будут заниматься сотрудники ФИПИ? Создавать диктанты? Да их и так уже огромное количество. Но если понадобится, с этим справятся два-три человека. Я подобные диктанты собственного сочинения своим ученикам создаю регулярно, для каждого индивидуально для отработки орфограмм, вызывающих трудности у конкретного ребёнка.
Но нас ждёт усложнённый ЕГЭ по русскому, «закрученный»! Очень любопытно, что они там напридумывают, жду с нетерпением демоверсию, которую обещали в августе уже подготовить.