Мариночка Цветаева-перкрасная девушка, которая купалась в страстях и бурях ее любовных романов. Мятущаяся душа искала любви, и получив ее выплескивала все эмоции в стихи. Её творения не спутать ни с чем. Поэтический слог раздается эхом в сознании читателя, поражая в самое сердце, своей бесконечной интимностью, честностью , нежностью и остротой одновременно. Ох, Марина, моя любимая поэтесса. И не только моя, поэт и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский считал Цветаеву первым поэтом 20 века.
Вы в своей жизни встречали людей с горящим сердцем? Были ли они счастливы? Цветаева называла себя несчастным человеком и не зря, все таки ее судьба была не так проста. Но жила и действовала Марина всегда по любви.
«Меня хватит на 150 миллионов жизней», – говорила Цветаева.
К сожалению, и на одну, свою, не хватило….».
Ещё в детстве Марина посмотрела спектакль "Евгений Онегин", как вы думаете как может воспринять ребенок лет шести это произведение? Она влюбилась и в Онегина, и в Татьяну. Как она это называла "ВЛЮБИЛАСЬ В ЛЮБОВЬ".
Однако Цветаева считала себя по жизни "недолюбленным" человеком. Она считала, что любили ее вяло, мало, в пол силы. Ей казалось , что она обречена на бушующую любовь с каждым, кого встретит на своем пути! Но окружающие боялись ее острого слога, прямолинейности, всей её правды, мужского характера и гипероткрытости.
Удивительно, но живущая чувствами Цветаева «сокровенные искушения пола» считала «чувственностью нелюбопытной». А одному своему воздыхателю, Александру Бахраху, она с откровенным прямодушием признается в своей неодаренности в сфере физической любви: здесь, говорит она, «дом моей нищеты», здесь «каждая первая встречная сильнее, цельнее и страстнее меня».
" Мужчины ищут «страсти», т.е. сильного темперамента (душевные страсти им не нужны, иначе нужна была бы я) – или красоты – или кокетства – или той самой теплоты или (для жены) – «чистоты». "
Однажды Марина гостила у своего друга Волошина в Коктебеле. Там она встретила необыкновенного юношу Сергея Эфрона. Темные волосы, большие бездонные глаза. Цветаева загадала: "Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж".Крупный розовый сердолик был найден и подарен, через год состоялась свадьба Марины и Сергея Эфрона. Неизвестно, была ли это судьба или Сергей как-то узнал о желании Цветаевой, но он якобы нашел на пляже Коктебеля тот самый загаданный камень. Но если это совпадение, то я восхищена проказами вселенной.
В год их свадьбы родилась их совместная дочка Ариадна. И брак между ними был сохранен до конца жизни обоих супругов, несмотря на все попутные жизненные трудности и увлечения Марины. Поэтесса много раз говорила, что сожалеет о сложившемся браке. Она бы хотела, чтобы они были друзьями, ее быстро разочаровал Сергей, не поступками, нет. Просто Цветаева выдумала образ романтического героя "Дориана Грея с аквамариновыми глазами" и влюбилась в этот самый образ. Но Эфрон не был таким в действительности. Да и брак был заключен как только юноша достиг 18 лет. Для Марины Сергей прежде всего был "мальчиком без матери", а не мужчиной. Наверное, подсознательно она хотела заменить ему мать, во всяком случае, в их семье Марина была ведущей, и в ее любви было много материнской заботы. Внутреннее разочарование собственных ожиданий привело к бесконечным поискам новой любви внутри брака. Именно поэтому через год после свадьбы, Цветаева влюбляется в старшего брата мужа. Но это роман не был продолжителен, так как он вскоре скончался от Туберкулеза.
"Я с вызовом ношу его кольцо. – Да, в Вечности – жена, не на бумаге!" – писала Цветаева в стихах, посвященных мужу.
Цветаева поражала независимостью своего творчества и жизни. Она одна из немногих, кто боролся за право женщин иметь сильный характер, отвергая устоявшийся образ женственности. Она была против служения мужчине, она призывала женщин перестать растворяться в характере мужа или любимого. когда оба партнера взаимно приносят себя как подношение друг к другу и есть свобода для поэтессы.
Марина с ее любовными терзаниями была крайне чувственной натурой, что , конечно, определяло ее любовную жизнь. Ей приписываются огромное количество романтических связей, в которых самой поэтессе порой было сложно разобраться. Такую «любовную рассеянность» часто объясняют стремлением близорукой женщины существовать в нереальном, полурассеянном мире, стимулирующем её богатую фантазию. Недаром Цветаева не любила очков.
Интимные интересы поэтессы не ограничивались мужчинами. Широко известна её связь с коллегой Софьей Парнок. Она была известной поэтессой своего времени, которую больше ценили как блестящего литературного критика. Она стала первым в истории отечественной литературы автором, заявившем о праве женщины на неординарную любовь, за что и была прозвана «русской Сафо».
Они встретились в доме у поэтессы Аделаиды Герцык. Стояла осень 1914 года. Марине исполнилось 22 года, и поэтесса сразу же поразила воображение Цветаевой.Софья решила во что бы то ни стало очаровать молодую Цветаеву. Всего год назад Цветаева и Эфрон поженились. Сейчас у них на руках был грудной ребенок - дочь Аля. Софью Парнок это не остановило. Завсегдатай московских литературных салонов, она была известна своими скандальными связями с другими женщинами. Встретив Цветаеву, она сразу почуяла в ней жажду новых сильных впечатлений.Она сумела увлечь Цветаеву и новыми, необычными ощущениями.
Забыв о муже, о ребенке, совершенно потеряв голову, Цветаева бросилась в омут вспыхнувшей страсти. На глазах у Эфрона связь двух женщин перерастала в бурный роман. Будучи человеком творческим, бедный муж понимал: поэзия, тем более великая поэзия его жены, нуждается в особых впечатлениях, требует особого духовного напряжения - "жара души", как называла это состояние сама Цветаева.
Марина разрывалась между любовью к Соне и любовью к мужу, и никак не могла определиться – слишком сильна была захватившая ее страсть. Чтобы не мешать жене, деликатный Сергей попросту устранился – ушел на войну санитаром. "Сережу я люблю на всю жизнь, он мне родной, никогда и никуда от него не уйду, – писала Марина сестре Сергея Елизавете Эфрон. ... Соня меня очень любит, и я ее люблю – и это вечно, и от нее я не смогу уйти".
Начинается Первая мировая война, и Сергей тут же решает идти добровольцем на фронт... Вот тогда-то на Цветаеву снисходит прозрение. Она вдруг обнаруживает, что Парнок - законченная эгоистка, деспот, к тому же безумно ревнива. Это вызывает не просто разочарование, а негодование. Близорукость уже не спасает. Да и воображение тоже отказывается восхищаться тем, чего нет. Наконец-то Цветаева разглядела в Софье Парнок не идеал, от которого исходит тайна неземной любви, а обычную, более того - порочную женщину.
Те отношения Цветаева потом назвала «первой катастрофой в своей жизни». Их связь продолжалась два года и закончилась бурным расставанием, подтолкнувшим поэтессу к экстравагантному выводу:
«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное, - какая скука!»
Софья Парнок же впоследствии дала бывшей любовнице совсем не лестную характеристику: «Холод хитрости змеиной и скользкости».
Но в основном всё же Цветаева встречалась с мужчинами. После Парнок у неё был роман с поэтом Осипом Мандельштамом. Будущая жена поэта, Надежда Мандельштам говорила, что именно «дикая и яркая Марина... расковала в нём жизнелюбие и способность к спонтанной и необузданной любви».
Как скоро ты смуглянкой стала
И к Спасу бедному пришла,
Не отрываясь целовала,
А гордою в Москве была.
Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.
Так писал Цветаевой уже сам Мандельштам, поэтическими строками извещая её о конце отношений.
Позже Марина обнаруживает, что осталась без мужа. Без любимого человека... Письма с фронта приходили все реже и реже. А с началом революции и Гражданской войны переписка и вовсе прекратилась. Более четырех лет продолжалось это молчание. Цветаеву мучил один и тот же вопрос: жив ли, а если жив, то где? В полном неведении о судьбе мужа в голодной и холодной Москве она постоянно возвращается к мысли о добровольном уходе из жизни.
"Мне кажется - лучше умереть... Если Сережи нет в живых, я все равно не смогу жить... Зачем длить муку, если можно не мучиться?.."
Ее спасает поэзия. Несмотря ни на что, Цветаева продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу - "белому лебедю".
Бог услышал ее и сотворил чудо. Через писателя Илью Эренбурга Цветаева узнает, что ее Сереженька жив и находится в Константинополе. Сергей к тому времени был уже в Праге. Он поступил в Карлов университет, стал студентом и с нетерпением ждал воссоединения с семьей.
Трехлетнее пребывание Цветаевой в Чехии - затяжная борьба с бытом, постоянная необходимость отвоевывать себе место и время для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила. Как хочется иногда почувствовать себя слабой, беззащитной.
У Сергея Эфрона был друг - Константин Родзевич. Этот человек славился своими любовными похождениями и Цветаева не могла его не заметить. Он поразил ее тем, что вообще не любил стихов. И не побоялся в этом признаться, зато он увидел в Цветаевой не поэта, а женщину. Назревал новый роман... Никогда не сковывавший свободы своей жены, узнав о том, что отношения Марины с Родзевичем зашли слишком далеко, Сергей Яковлевич взбунтовался. Он предложил Марине расстаться. Теперь она, в свою очередь, испытала тяжкое потрясение. После нескольких бессонных ночей и мучительных размышлений она решила: Сергей - это навсегда. Остальное - лишь эпизоды, от которых хоть и трудно, но можно отказаться.
В письме Максимилиану Волошину Эфрон сказал о жене, и о попытке расстаться с ней:
«Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни... Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая - всё обращается в пламя…
Нужно было каким-либо образом покончить с совместной нелепой жизнью, напитанной ложью, неумелой конспирацией и пр. и пр. ядами… О моём решении разъехаться я и сообщил Марине. Две недели она была в безумии. Рвалась от одного к другому. (На это время она переехала к знакомым.) Не спала ночей, похудела, впервые я видел её в таком отчаянии. И наконец объявила мне, что уйти от меня не может, ибо сознание, что я где-то нахожусь в одиночестве, не даст ей ни минуты не только счастья, но просто покоя.
Быть твердым здесь – я мог бы, если бы Марина попадала к человеку, которому я верил. Я же знал, что другой через неделю Марину бросит, а при Маринином состоянии это было бы равносильно смерти».
1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой и Сергея Эфрона рождается сын Мур, полное имя - Георгий. Спустя несколько месяцев, осенью того же года, семья переезжает в Париж... И здесь, обретя наконец более-менее сносные условия для творчества, Цветаева становится свидетелем личной драмы своего мужа. Бывший белогвардейский офицер, Сергей Эфрон, испытывает горькое разочарование в белом движении. Он открыто заявляет об этом в печати. Не скрывает, что все его помыслы связаны с покинутой родиной. Именно там, считает он, рождается новый мир, с новыми возможностями самореализации человека. Во искупление своей вины перед Родиной Сергей Эфрон становится одним из создателей "Общества возвращенцев" - желающих вернуться в Россию эмигрантов было достаточно.
Ни сам Сергей, ни Марина представить себе не могли, к чему может привести подобный настрой. Профессиональные "ловцы душ" из сталинского НКВД давно "положили глаз" на будущего возвращенца...
Никакой возможности издаваться, то есть зарабатывать на жизнь, у нее теперь не было. Старшая дочь - Ариадна Эфрон, всецело разделявшая взгляды отца, тоже поспешила на родину. Рвался туда и четырнадцатилетний Мур... Цветаева прекрасно понимала - ничего хорошего там их не ждет. Выбора, однако, не было. Она должна находиться там, где ее муж.
Что произошло с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известно. Осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж... Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь.
Но вот проглянул лучик света. Она знакомится с молодым, талантливым Арсением Тарковским. Действительно ли так или опять нафантазировала - ей чудятся волны любви, идущие от него. То, чего ей так не хватало в последнее время... Она отвечает тем же. И будто возвращается молодость. Оказывается, не все еще утрачено. И способность любить...
Отец знаменитого режиссера Андрея Тарковского – Арсений Тарковский – возник в жизни Цветаевой в 1940 году. Он недавно стал членом Союза писателей как незаурядный переводчик. Марина прочла его перевод стихов туркменского поэта Кемине, осталась в восторге и написала ему «секретное» письмо, пригласив на встречу.
Тарковский не восхищался поэзией Цветаевой, более того, считал, что «как поэт она закончилась в 1916 году». К тому же он только недавно получил развод у первой жены и женился повторно, Марина была старше его на 15 лет. Для неё же он стал глотком воздуха, надеждой на то, что жизнь всё-таки продолжается, любовь ещё возможна, а стихи могут писаться с прежними порывами. И она пустилась в новый роман со свойственной ей эмоциональностью, полностью, без остатка.
У Тарковского не было далеко идущих планов, он очень быстро начал тяготиться этими отношениями, стараясь свести их на «нет». На книжный базар весной 1941 года Арсений пришёл вместе с женой, увидев Марину, сделал вид, что они не знакомы. Позднее Тарковский говорил: «Прозевал я Марину… Не понял ее трагического характера…».
Такова была непростая любовь поэтессы, с надрывом, со страстями, с трагедиями, отдаваемая без остатка. А может, так и должно быть у одарённых людей? Большинство романов Цветаевой так и остались лишь на бумаге и в её воображении, переродившись в прекрасные стихи на все времена.
Сложно сказать, стало ли тяжёлое материальное положение последней каплей - очевидно, что Цветаева уже долгое время была на грани отчаяния. Нашедшие её тело обнаружили три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить , друзьям и сыну. Окружающих она просила позаботиться о юноше. А самому ему писала:
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик (ни отца, ни Ариадну Георгий больше не встретил - он погиб на фронте в 1944-м)».
Марина Цветаева была похоронена 2 сентября на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.