Солнечного дня, Дорогой Читатель или же Случайный гость! Продолжите для себя фразу: "В детстве я мечтал(а) стать... И у меня это..." Знаете, даже если мечта была самая нереальная, Вы - счастливый человек. Если получилось исполнить задуманное - Вы, считайте, достигли своей цели. А если нет, то великолепно, что у Вас было желание развиваться в различных сферах. Кто знает, может быть, эта мечта осуществится, но немного позже. Ведь возможно всё!
Вероятно, Вас слегка удивила обложка к данной статье. Нет, речь не пойдёт ни о каких дипломных проектах. Эта схема лишь для примера. Она даже имеет своё особое название - "интеллект-карта". А для чего она нужна, сейчас расскажу!
Интеллект-карты могут быть самыми различными. Я закончила педагогический колледж, именно поэтому привожу подобные примеры. Данной теме был посвящён мой дипломный проект, поэтому мне удалось изучить её очень подробно.
Интеллект-карта - это схема, состоящая из основного понятия (чаще всего оно обозначается в центре) и ответвлений от него, раскрывающих главный смысл. Такая карта используется для лучшего запоминания информации, а в дальнейшем - для удобного воспроизведения. Почему просто запоминать информацию по карте? А всё потому что она представлена в виде образов, рисунков, используются различные цвета. Проще говоря, карта полна ассоциаций и "акцентов", на которые реагирует мозг.
Карта оказывает влияние на развитие как левого полушария головного мозга (оно отвечает за логику, за работу с информацией), так и правого, ответственного за творчество и воображение. То есть рисующий не просто структурирует информацию в схему (левое полушарие), но и оформляет её (правое полушарие). В этот момент наш мозг активно работает и запоминает то, что мы записываем или рисуем. И затем по ассоциациям ему будет гораздо проще воспроизвести информацию.
Представьте, перед Вами огромный непонятный научный текст. Наш мозг категорически отказывается воспринимать его. Но что, если мы включим "режим помощника" для нашего мозга? Возьмём и составим такую вот карту. Уверяю, он Вам будет очень благодарен.
Но, конечно же, Вас интересует, а как составлять такую схему? Очень и очень просто. Проведу с Вами небольшой мастер-класс на довольно простой теме, чтобы показать принцип работы.
Вам понадобятся: лист бумаги, карандаш или ручка, цветные карандаши или фломастеры. Если всё готово, то можем приступать!
Для начала наша задача определить тему. Тема и станет центральным понятием в карте, которое мы изобразим в центре листа. А тема будет простая: "Мой день". Никто, кроме Вас, не разбирается в ней лучше. Поэтому центральное понятие будет "Мой день".
Вы можете выбрать любую геометрическую фигуру, любой предмет (например, будильник или лист календаря как ассоциация с темой) и нарисовать это в центре листа. После чего в этой фигуре или в этом предмете сделать надпись: "Мой день". Пока что раскрашивать не обязательно, на это у нас будет время чуть позже.
Отлично. Теперь, если мы вспомним определение интеллект-карты, то узнаем, что дальше мы будем рисовать ответвления. А если говорить проще, мы распишем, из чего состоит наш день. Каждое занятие мы будем рисовать под отдельной стрелочкой. Сколько стрелочек будет у Вас - не знаю, но приведу пример. Мой день состоит из: подъёма, завтрака, зарядки, водных процедур, работы, обеда, чтения, игры на гитаре, написания статей, ужина и сна. То есть я рисую 11 стрелок от центрального понятия. То же самое сделайте и Вы. И под каждой стрелкой напишите занятие, которое включено в Ваш день. Думаю, что у Вас всё получится!
Интеллект-карты могут быть абсолютно разных размеров. Например, от одной стрелочки могут отходить ещё две или больше. То есть они раскрывают это понятие ещё глубже. Например, у меня есть стрелка "работа" и от неё я могу нарисовать ещё несколько, показывая из чего состоит этот пункт. Я дополню его стрелками "проведение праздника", "работа с документами" и "работа с родителями". Так можно расписать каждый пункт, если Вы захотите. Так что, если есть желание дополнить, то не смею Вам мешать!
Теперь приступаем к самому, на мой взгляд, интересному. Это оформление карты. Сейчас точно никто не ограничивает Вашу фантазию. Каждую стрелку, каждый пункт Вы можете проиллюстрировать. Даже если Вы не обладаете талантом художника, Вы можете всё обозначить схематично. Например, у меня "игра на гитаре" - это нотка, "чтение" - буква А, "завтрак" - яблоко, и так далее.
Теперь Вы можете раскрасить каждую стрелку (рекомендуется использовать различные цвета, это стимулирует лучшее запоминание), добавить цвет в центральное понятие и в Ваши рисунки-обозначения. Только не переборщите, карта должна быть читаема и понятна.
Ну и, наконец, нам нужно научиться читать карту. А читается она тоже довольно просто. Мы всегда начинаем с центрального понятия. Мы ещё раз озвучиваем тему и строим предложение: "Мой день состоит из...". Теперь мы перечисляем то, что записали под стрелками. Если тема не предполагает строгой структуры, то и стрелки можно называть в разном порядке (только не запутайтесь сами). И в конце можно сказать заключительную обобщающую фразу: "Таким образом, я рассказал(а) о своём дне".
Повторюсь, темы могут быть самые различные: "Моя семья", "Мои увлечения", "Мой план на день" и так далее. Или более сложные: "Имя существительное", "Строение пищеварительной системы", "Австралия", "Устройство ноутбука", "Жанры танцев" и другие.
И темы для оформления карты могут быть самые разнообразные. Приведу пример того, какие карты составляла я для проведения уроков русского языка.
И это лишь только часть идей того, как можно оформить карту. Уверена, что Вы обязательно сможете придумать что-то интересное!
Карта поможет Вам не запутаться в большом объёме информации, развивать своё ассоциативное, творческое и логическое мышление. Причём это необходимо как детям, так и взрослым. Плюс ко всему, карта - Ваш отличный помощник, если информацию Вам нужно вспомнить спустя время. Делайте себе "напоминалки" на день в виде несложных карт и Вы убедитесь, как удобно и эффективно действует данный метод.
Спасибо, Дорогой Читатель и Случайный Гость, что дошли до конца! Надеюсь, что Вам было интересно и полезно узнать для себя что-то новое.
С уважением, Автор.