В Третьяковской галерее я обратила внимание на один экспонат, которого никогда не замечала раньше. Это были медальоны Федора Толстого, посвященные войне 1812 года, под названием «Освобождение Москвы». Меня удивило и заинтересовало то, что герои были в доспехах времен античности, в характерных для того времени шлемах. Вроде уже 1812 год прошел? Но античность очень крепко вросла в русскую культуру...
Раньше такого не было!
До Петра I (как неожиданно) в России не могли себе представить обнаженной скульптуры или героя из греческий мифов на картине именитого художника. Основным направлением, конечно, была иконопись.
Исторически сложилось так, что в православном храме лишь изображения (в отличие от католического, где очень много скульптуры) потому, что статуи ассоциировались с идолами. Про изображения героев из мифов даже и сказать нечего: чистое язычество!
Правда, при правлении Петра античные образы использовались для прославления императорской власти. Интересный факт:
Когда Петр возвращался из Азовского похода, то в лучших римских традициях для его въезда в Москву была построена триумфальная арка, украшенная статуями античных богов и героев (Марса, Юпитера, Геркулеса).
То есть, никаких религиозных веяний. Архитектурная композиция задумана в честь прославленного императора-победителя.
Петр I и сам «познакомил» публику с культурой античности, окружив свой летний домик в Петербурге Летним садом. В нем все было сделано, как надо: гроты, аллеи, скульптуры, фонтаны.
Люди стали скупать копии античных скульптур. Русское дворянство увлеклось изучением мифологии. Это было престижно, указывало на высокий статус и образованность.
Рефлексия для России
Интересно то, что античность превратилась в некую «почву» для размышлений. Люди спорили о естественности, идеале красоты, изящности. Многие вопросы задавались и решались художниками путем эксплуатации мифологической тематики, которая давала свободу для метафор и аллегорий. Поэтому часто люди не воссоздают времена античности, не пытаются следовать правилам истории, а просто создают обстановку, декорации для сюжета.
Пластичное VS живописное
С чем ассоциируется античность? Думаю, многие согласятся, что со скульптурой. Так и подумали русские художники и попытались сделать пластичное живописным. Многие картины экспрессивны, театральны (как скульптура эллинистического пеиода).
На эпическом полотне Брюллова люди чем-то похожи на античные статуи своей бледностью, монументальностью. Они разбиты на тематические группы, и одни как бы служат декорацией и фоном для других.
Также стоит вспомнить о картине Иванова «Явление Мессии» и о том, что персонажей он писал с античных статуй (Лаокоона и Аполлона Бельведерского). Грубо говоря, образы античности приобретают телесную форму на полотне Александра Иванова.
Читайте мою статью про картину «Явления Христа народу», чтобы узнать о ней все самое интересное: кто позировал, в чем смысл? (А еще она самая большая в Третьяковской галерее).
На рубеже веков
Врубель переосмысляет понятие об античности. Его «Пан» противостоит стереотипам искусства о Древних Греции и Риме. Герой полотна находится не в солнечных, благоухающих садах Греции, а в русских топях, болотах. Пан больше похож не на греческую статую, а на русского лешего. Этим произведением художник отринул былое понятие об античности.
Валентину Серову принадлежит цикл картин на античные сюжеты. И его понятие об античности одинаково разнится как и с Врубелем, так и с предыдущими веками. Греция Серова — солнечное, жаркое, но таинственное место. Наверное, как импрессиониста, именно свет и привлек Серова.
Античность в России стала чем-то большим, чем декорацией для воплощения задумки автора. Этот период истории в каком-то смысле сформировал представления людей о красоте, культуре. Пытаясь воссоздать атмосферу Древнего Рима или Греции, художники создают что-то новое, ранее не виданный синтез культур, видов искусств и течений.
Теперь появилась навигация по каналу, где все статьи объединены по рубрикам и темам! Не забудьте подписаться!