Найти тему
Фильмокнижие

И царствует в душе какой-то холод тайный

«Рукопись из школьной библиотеки» Романа Волкова вернула меня в те времена, когда жила на Севере. Понимаю, что такое аномальные морозы. В Пензе - 45, город превратился в ледяную пустыню, скованную безжалостным дыханием зимы, даже дома зубы стучат в ритме тарантеллы, приходится надевать на себя кокон одежды.

Роман Волкогонов отправляется в школу мелкими перебежками, вспоминая счастливые времена, когда ходил на свидания с рыжекудрой Юлькой, теперь они общаются только в социальных сетях. Условия для учебы в холодном классе так себе: мечтается о чашке горячего чая, а информация скользит мимо, ученики в верхней одежде похожи на людей в зале ожидания вокзала.

Дмитрий Николаевич, учитель русского языка и литературы, читает блоковские строки:

Ужасен холод вечеров,
Их ветер, бьющийся в тревоге,
Несуществующих шагов
Тревожный шорох на дороге.
Холодная черта зари,
Как память близкого недуга
И верный знак, что мы внутри
Неразмыкаемого круга.

Он подчеркивает, что в этих строках выражен холод ужаса революции и войн. Ученики тут же предполагают, что и сейчас наступили последние времена «неразмыкаемого круга», даже волки в зоопарке воют не к добру.

Дмитрий Николаевич умеет искоренять раздолбайство, на его уроках царит творческая атмосфера. В его бункер учителя хочется попасть всем, где досуг проходит в обсуждении книг, интеллектуальных игр, спорах. «Жду я холодного дня» - это произведение Блока Роман проанализировал так интересно, что получил приглашение в бункер – литературный клуб.

В бункере ты покидал привычный школьный мир, но мог на него влиять.

Здесь тепло не только от обогревателей, но и от живого дела, улыбок, радости творчества.

-2

Роман и Дмитрий Николаевич придумывают сценарий Новогоднего праздника. В основе – соединение славянских праздников, поэзии Серебряного века и мистическая музыка «Весны священной» Сравинского. Они рассуждают о традициях Рождества, новолетия, смысл которого смерть старого и рождение нового года.

В библиотечном схроне учитель обнаруживает сценарий Инессы Октябревой. Дневник студентки из 30-х годов XX века. Оказывается, от холода даже в эти годы старухи заказывали молебен святому Прокопию. Безбожные высказывания, восторг от разрушения Спасского собора приводит Дмитрия Николаевича в ужас. Личное дело Ирины Поповой (Инессы Октябревой) сообщает об отмененной из-за холодов елки и болезни Ирины. Какую тайну хранит рисунок, оставленный студенткой? Что будет, если Дмитрий Николаевич озвучит надпись? Как эти события повлияют на школьный праздник?

-3

Симптомы вымораживания настигают и детей, и взрослых. Роман описывает учителю свои видения во время обморока, Карачун или Студенец - языческий мороз - сулит гибель городу.

Тема холода имеет в произведении еще один подтекст: Дмитрий Николаевич задается вопросом, а не утратил ли он за время работы в школе жажду жизни, не охладел ли к творчеству, не замер ли его ум, не превратился ли в сухаря, которого интересует только расписание на завтра?

Читайте канал "Фильмокнижие"