Привет, это снова Funexpected математика, приложение для развития математического мышления у детей 3-7 лет. И сегодня мы хотели обсудить медленные решения. В классе дети, которые медленно решают, часто считаются неспособными к математике. Так ли это на самом деле? Или скорость не имеет значения?
Математика сильно отличается от других предметов. И часто это связано не с особенностями материала, а с огромным количеством устоявшихся стереотипов.
Легко представить следующую ситуацию. В классе дают задачку, дети склоняются над тетрадками и уже спустя несколько минут тянут руки с готовым решением. Все, кроме одного. Ну все понятно, он не справляется и не понял материал. Учитель просит родителей обратить внимание, а в ребенке растет неуверенность в себе и желание поставить на математике крест. Особенно, если ситуация подкрепляется “утешительными” словами взрослых: “Не очень получается – ты, наверное, гуманитарий”.
Почему скорость счета так связывают с талантом в математике не очень ясно. Однако очевидно, что это большая проблема обучения и в школе, и даже в детском саду – приоритет на скорость.
Если ребенок медленнее всех в классе решает задачи, означает ли это, что он не справляется? Нет.
И подтверждают это примеры из жизни великих математиков, которых точно так же в детстве считали слишком медлительными, но это не помешало им в дальнейшем достичь потрясающих успехов.
Французский математик Лоран Шварц упоминал в своей автобиографии (“A Mathematician Grappling with His Century” – можно перевести как “Математик, борющийся со своим веком”), что до 11 класса он чувствовал себя глупым, потому что во время занятий всегда очень медленно решал математические задачи. Вот, что он пишет: “Я всегда был глубоко не уверен в собственных интеллектуальных способностях; я думал, что не умен. И правдой было и остается, что я очень медлителен. Мне нужно время, чтобы овладеть вещами, поскольку я всегда хочу понимать их целиком. До окончания 11 класса я втайне думал, что очень глуп. Долгое время это беспокоило меня”.
Затем он написал: “В конце 11 класса я оценил ситуацию и пришел к выводу, что скорость не имеет отношения к интеллекту. Что действительно важно, так это глубоко понимать вещи и связи между ними. Вот, где кроется ум. Совершенно не важно – быстро ты все схватываешь или нет”. Впоследствии он получил Филдсовскую премию (аналог Нобелевской премии для математиков).
Мариам Мирзахани, первая женщина-лауреат Филдсовской премии, публично поделилась тем, что в детстве ей с трудом давалась математика и учитель даже говорил ей, что у нее это плохо получается. Также, она расссказывала, что медленно решала задачи.
Роджер Пенроуз, английский физик и математик, из-за плохих оценок по математике был даже оставлен на второй год! Он медленно считал в уме, и на решение задач у него уходило гораздо больше времени, чем у его одноклассников. Однако ему повезло: нашелся учитель, который разрешил ему решать контрольные без ограничений по времени.
Если спросить людей, как математика связана с реальным миром, они скорее всего скажут о числах и вычислениях. Однако математический мир гораздо шире, и если заглянуть чуть дальше, можно увидеть креативную, подвижную, имеющую много связей науку.
Часто возникает ситуация, при которой учителя и преподаватели обязаны преподнести гору материала в сжатые сроки. При таком раскладе математика подается как набор сухих формул, сотни странных методов, которые никогда не пригодятся в жизни. Дети в этой вечной образовательной спешке думают, что если они что-то понимают не так быстро, как остальные, то это плохо. Их беспокойство только крепнет благодаря комментариям учителей и контрольным на время. В итоге это становится одной из самых распространенных причин, почему математика кажется сложным и непонятным предметом, а дети испытывают скуку и неуверенность в себе.
Но важно понимать, что имеет значение не то, что вы быстро найдете ответ, а то, что вы пришли к нему с полным пониманием того, из чего состоит путь!