Танец, как особая форма искусства, не всегда поддается определенным рамкам. Что есть движение, всякий ли импульс может перерасти в целостную хореографию?
Великие творцы и абсолютные дилетанты, скрывающиеся от чужих глаз, чудесным образом открывают для себя уникальный инструмент выражения мысли, в котором не нужны слова. В танце всё понятно без них.
О людях с горячим сердцем, о неутомимых исследователях, смело и вопреки всему вставшими на путь бесконечно прекрасного искусства хореографии — в нашей подборке.
_________________
Пина: Танец страсти / Pina
2011
реж. Вим Вендерс
Это больше, чем документальное кино — в «Пине» Вим Вендерс рассказывает не столько историю великой танцовщицы XX–XXI веков Пины Бауш, сколько дает зрителю ключ к универсальному языку — языку тела.
Можно не разбираться в тонкостях танца, быть едва знакомым с именем Пины Бауш и не интересоваться творческим путем самого Вендерса, чтобы прочувствовать глубину смыслов, заключенных в пластике движений и тщательно подобранном музыкальном сопровождении.
Фильм-танец, фильм-движение, фильм-порыв — не зря просмотр предваряют слова самой Пины Бауш: «Dance, dance, otherwise we are lost!» (пер. «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали!»).
_________________
Каннингем / Cunningham
2019
реж. Алла Ковган
Где та тонкая грань между танцем и перформансом, между хореографом и художником? Мерс Каннингем определенно был великим творцом, опередившим свое время. Его работы напоминают не то ожившие скульптуры, не то управляемый хаос.
Документальный нарратив в фильме Аллы Ковган переплетается с современными реконструкциями танцев, созданных Мерсом Каннингемом между 1942 и 1972 годами.
_________________
Красные башмачки / The Red Shoes
1948
реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер
В основу ленты легла реальная история об отношениях Сергея Дягилева и британской балерины Дианы Гулд. Примечательно, что роли в фильме сыграли настоящие танцоры.
Насыщенный мистикой и экспрессионизмом балет по сказке Ганса Христиана Андерсена обретает ошеломительный успех, но в один момент его мотивы выходят за пределы сцены, сюрреалистично вплетаясь в жизнь Виктории Пейдж. Танцовщице предстоит нелегкий выбор между человеческой любовью и страстью к танцу.
_________________
Билли Эллиот / Billy Elliot
2000
реж. Стивен Долдри
На фоне забастовок и действительности тяжелых для Британии 1980-х годов, разворачивается сюжет о неподдельной страсти к танцу. Действие картины сосредотачивается на судьбе Билли Эллиота — младшего сына бастующего шахтера. Вопреки маскулинным представлениям о мальчишеских увлечениях, Билли мечтает стать танцовщиком балета.
Его мечта не уместна здесь, она сияет слишком ярко для маленького городка на северо-востоке Англии. Герой сталкивается с многочисленными препятствиями: родители, которые мечтают сделать из него боксера, как и всех мальчишек, нехватка денег, издевки сверстников. Но все трудности лишь закаляют характер мальчишки на пути к мечте, и он получает шанс поступить в Королевскую балетную школу. _________________
Полина / Polina, danser sa vie
2016
реж. Валери Мюллер, Анжелен Прельжокаж
Сюжет фильма повествует о жизни балетной танцовщицы: о ее детстве, взрослении, юности и непростой взрослой жизни в балете. Девушка из скромной российской семьи мечтает стать известной балериной, а ее родители делают все возможное, чтобы проложить дочери путь к сцене Большого театра. Однако влюбленность во французского юношу и интерес к современной хореографии приводит Полину в Европу. _________________
Танцовщик / Dancer
2016
реж. Стивен Кантор
Фильм посвящен биографии известного танцовщика Сергея Полунина, который в свои 19 лет стал самым молодым премьером в истории лондонского Королевского балета. Однако лента повествует не о классической истории восхождения к вершине Олимпа. На экране зритель видит путь одаренного бунтаря, огромного труженика, выстраивающего свои правила, но и встречу с пустотой, которую человек встречает на вершине.
_________________
Труппа / The Company
2003
реж. Роберт Олтмен
Картина Олтмена в непринужденной манере повествует о рождении балетного спектакля из пота на репетициях, вынужденных замен, недопониманий, бытовых случайностей и воли директора труппы Альберто Антонелли, сплавляющей танцоров, костюмеров и светотехников в единый организм для осуществления новой постановки. «Труппа» органично встраивается в ряд высказываний именитых кинорежиссеров о людях, работающих на сцене.
Этот фильм — признание Роберта Олтмена в любви к артистам, дарящим зрителю искусство танца, за внешней легкостью которого кроется многочасовой кропотливый труд.
_________________
Нуреев. Белый ворон / The White Crow
2018
реж. Рэйф Файнс
Байопик, повествующий о судьбе легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева — от жизни в нищете к невероятному для советского времени «прыжку». Через призму личного восприятия событий в картине раскрывается природа отчаянного решения, вынужденного давлением на свободу творческой личности, маниакально стремящейся к воплощению своего таланта и не терпящей на своем пути каких-либо догм и правил. _________________
Танцовщица / La danseuse
2016
реж. Стефани Ди Гиусто
Фильм основан на биографии американской танцовщицы, пионера современного танца Лои Фуллер.
Нью-Йорк, 1887 год. Девушка по имени Мария-Луиза мечтает покорить американскую сцену, однако во время второстепенных эпизодов она запутывается в своем костюме и едва не падает, зацепившись за ткани. Не смущенная нелепым моментом, танцовщица продолжает кружиться, навсегда вписав этот случай в историю зарождения танцевального модерна.
Мария-Луиза стала Лои Фуллер — пылающим символом поколения. Раскрепощенные и экспрессивные номера сделали Лои музой братьев Люмьер и Тулуз-Лотрека, ей рукоплескали все европейские кабаре.
_________________
Танец-вспышка / Flashdance
1983
реж. Эдриан Лайн
Легкая мелодрама о нелегком пути к мечте. История юной Алекс поразительно похожа на сказку о Золушке, которая по воле судьбы становится принцессой.
Главная героиня работает на заводе, живет на переоборудованном складе со своим питбулем Грантом, а по вечерам подрабатывает танцовщицей в клубе. Казалось бы, все ее будни так далеки от того, чтобы осуществить свою детскую мечту и стать балериной. Но у этой истории счастливый финал. Фильм наглядно иллюстрирует: не страшно ошибиться — страшно не попробовать.
_________________
Летняя интерлюдия / Sommarlek
1951
реж. Ингмар Бергман
Ранний Бергман — это всегда что-то неожиданно нежное и светлое, однако не лишенное драматизма. В центре сюжета «Летней интерлюдии» оказывается своенравная балерина Мари, достигшая к зрелому возрасту высоких результатов в столь трудоемкой профессии. Анонимно попавший к Мари дневник ее погибшего друга подталкивает героиню отправиться на остров в пригороде Стокгольма, где много лет назад она повстречала своего первого возлюбленного и провела с ним самые счастливые дни.
В поездке Мари предается воспоминаниям, анализируя трагедию прошлых лет, распознавая свои чувства, осязая безвозвратность времени. Несмотря на то что фокус фильма сконцентрирован на исследовании душевных тягот героини, балет лейтмотивом пронизывает киноленту.