Последняя часть о композиционном строении фильма посвящена архитектонике. На примере работы Марса фон Триера мы научимся делить фильм по архитектонической схеме. А также подведем итоги: какова роль каждой из композиций кинематографа?
Андрей Тарковский̆ писал в книге «Запечатленное время»: «Художник стремится к нарушению стабильности, которой̆ живет общество, во имя движения к идеалу. Общество стремится к стабильности, художник — к бесконечности. Художника занимает абсолютная истина, поэтому он смотрит вперед и видит раньше других».
В заключительной части о видах композиции кинокартины мы поговорим об архитектонике, а также выделим основные роли всех видов композиций в кинематографе. Итак, АРХИТЕКТОНИКА- – это деление фильма на глубинные смысловые части. Элементы архитектоники - это этапы, через которые проходит развитие идеи фильма.
Для того, чтобы глубинный драматургический компонент фильма или, другими словами, его идея окончательно оформилась, ей нужно определенное количество времени для развития, а также целый ряд этапов. Поэтому элементы архитектоники—это большие части произведения, являющиеся этапами развития его идеи.
По Гегелю всякая идея состоит из противоречия и схема ее развития такова: тезис—антитезис—движение по направлению к снятию данного противоречия—синтез в конечном итоге. Такое же «глубинное» противоречие находится и в идеях фильма и его сценарии( стоит отметить, что идея должна быть истинно художественной).
Для того, чтобы полностью художественно оформиться, идея произведения трансформируется и иногда принимает вид, который противоположен ей в начальном виде. Именно поэтому стоит отметить неправильность суждения о смысле фильма, если основываться на промежуточной стадии складывания его сюжета!
/ Источник
Разберем некоторые фильмы, основываясь на элементах архитектоники.
Возьмем «Меланхолию» Ларса фон Триера. Данная кинокартина состоит из двух повествовательных частей( новелл) и открывающего фильм восьмиминутного пролога, в котором рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия. По архитектонике данный фильм мы можем разделить на четыре части:
1.Свадьба Жюстин и стремительное развитие депрессии;
2.Боязнь Клэр умереть из-за столкновения Земли с Меланхолией;
3.Смена ролей героинь: если сначала Клэр ухаживает за сестрой, у которой клиническая депрессия, то теперь сама Клэр нуждается в поддержке;
4.Осознание сестрами близость конца, принятие данного факта и встреча смерти «с высоко поднятой головой».
Обычно архитектоника строится по схеме «тезис – антитезис - синтез». Соответственно, в данной кинокартине Триера тезис—взаимоотношения сестер, их душевные боли, антитезис—смена ролей Клэр и Жюстин( смена рационального мышления и относительной холодности к происходящему), синтез—окончательное душевное спокойствие обеих героинь.
/ Источник
Перейдем к анализу композиций фильма.
Функции разных видов композиции(по Нехорошеву).
Виды композиции в кино отличаются друг от друга не только тем, что делят фильм на разного рода части, но и тем, что выполняют в системе драматургических средств разные функции.
Вы уже успели заметить, что единый пласт композиции фильма расслоился на целый ряд ее видов. Каждый вид обладает своей функцией, так как имеет дела с различными драматургическими компонентами.
Функция СТРУКТУРНОЙ композиции — служить скрепляющей̆ содержательной̆ основой̆ для движущегося и звучащего изображения. Ведь последнее состоит из кадров, а структурная композиция как раз соотносит и соединяет их.
Функция СЮЖЕТНОЙ композиции — непосредственно организовывать сюжет: делить его на части и соединять их в том или ином порядке.
СЮЖЕТНО-ЛИНЕЙНАЯ композиция тоже имеет дело с сюжетом — делит его на другого рода части и соотносит их между собой̆.
АРХИТЕКТОНИКА же, соединяя части образа фильма в единое целое, прослеживает и соотносит этапы развития идеи произведения.
Так виды композиции, разделяя фильм на разного рода части и выполняя разные функции, формируют в фильме его сюжет.