Найти тему
АвиаОбоз

Долгий рейс: авиации Европы нужно больше, чем спасение

Фото:  Les Echos
Фото: Les Echos

Коронавирус швырнул отрасль в пропасть. Но если Европа хочет работать сообща, есть возможность сделать это и помочь мировому сообществу в этом процессе.

Авиация пострадала от эпидемии так, как никакая другая отрасль. Приостановлен огромный спектр деятельности: производство самолетов и запчастей, работа авиакомпаний, аэропортов, других технических служб. Руководство европейских государств уже предоставили помощь авиационной отрасли в размере пятнадцати миллиардов Евро, и эти деньги не последние.

Многие специалисты утверждают, что спрос на перелеты восстановится, но будет ниже предэпидемического. И чтобы покрыть все внешнее влияние стоимость перелетов должна существенно возрасти, а это еще больше снизит спрос. Иначе говоря, мы не вернемся к прежнему положению вещей.

Риски для Европейского сообщества растут, и стратегическая независимость находится под угрозой. Если эта часть экономической деятельности будет в беспорядке, то вся инфраструктура отрасли будет повреждена. У Европы нет выбора – спасать или не спасать авиацию. Она должна это сделать. Задача состоит в том, чтобы защитить всех работников отрасли и дать ей новый мощный импульс для роста.

Действия отдельных государств по поддержке своих авиационных и смежных компаний порой мешают Европейскому сообществу осуществлять совместную реструктуризацию отрасли. В столице Европейского союза Брюсселе авиацию рассматривают как прекрасный прототип создания экосистемы, ключевой промышленной стратегией Европейского Союза, которую представил европейский комиссар Thierry Breton. Экосистема дает целостный подход, который предлагает выйти за границы производственно-сбытовых связей.

Чтобы дать отрасли выжить, превратив в экосистему, нужно заострить внимание на компаниях различного уровня и тесно взаимосвязанных сферах.

Наглядный пример такого подхода к экосистеме перемещения людей и грузов можно увидеть во Франции. Правительство гарантировало авиакомпании Air France семь миллиардов Евро в виде государственных гарантий, но с условием, что компания резко сократит перелеты внутри страны на маршрутах, которые обслуживаются другими видами транспорта. Например, скоростными поездами. Сокращение может привести к уменьшению выбросов углекислого газа на пятьдесят процентов к 2024 году. Таким образом Европейский союз, реструктуризируя авиационную экосистему, будет продвигать новые технологии и смягчать социальные последствия.

Огромная часть воздушного движения направлена с востока на запад. Крупнейшие аэропорты Европы выгодно расположены для участия в этих транспортных потоках. Такая ситуация сложилась в результате многолетнего выстраивания связей в отрасли и долгих и сложных договорах между странами и группами влияния.

Преимущества Европы становятся еще более очевидными при сравнении превосходства репутации Airbus над своим историческим конкурентом Boeing. Кроме всего прочего, у Европы есть независимый и высокопрофессиональный регулирующий орган – Европейской агентство по безопасности полетов (Aviation Safety Agency). Ну и, наконец, если сравнивать наиболее мощных перевозчиков, то европейские компании всегда превосходили американские (и средний возраст их судов отчасти это объясняет).

Изменение экосистемы потребует новые сочетания общественного порядка и правила игры вынуждены будут измениться. Так, наличие двух-трех компаний на маршруте больше не будет устойчивым и потребуются новые консолидации для недопущения злоупотреблений на рынке.

Необходимы обновления в государственной помощи. Здесь следует принять меры для противодействия недобросовестной конкуренции со стороны субсидируемых неевропейских компаний. Таким образом новая промышленная стратегия позволит активно использовать механизмы торговой защиты европейских стран, которые восстановят равные условия в развитии.

Обнародованная некоторое время назад программа Next Generation EU (Новое поколение Европейского Союза) оценена в семьсот пятьдесят миллиардов Евро. Она должна еще продвинуть реструктуризацию экосистем. Все это приведет к многочисленным выгодам и усилению европейской интеграции, которая начиналась с Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community).

Европейское объединение угля и стали (1950-2002) — международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе. ЕОУС была первой организацией, основанной на принципах наднациональной интеграции. (Из Википедии)

Кризис, с которым столкнулась экосистема авиационной отрасли будет тестом для промышленной стратегии европейского комиссара Thierry Breton. И только время покажет, сможет ли еврокомиссия быть дальновидной и использовать существующую ситуацию для правильных решений. Будем надеяться, что впереди у нас - голубое небо.

Источник: Les Echos - Worldcrunch

Перевод: АвиаОбоз