Любим мы говорить, мол, времена изменились, люди стали другими. Ну, насчет времени согласна. А вот люди… Может, меняются вкусы, интересы, бытовые привычки. Но сущность человеческая - вряд ли. Особенно, когда дело касается мужчин.
За что порядочные женщины не любят представителей сильного пола? Конечно, за измены. За то, что «всегда готовы», невзирая на наличие любимой жены или подруги, гульнуть направо и налево. За то, что даже не стараются при этом найти приличные оправдания, перекидывая причины своего безобразного поведения на женщин. Так происходит и в веке нынешнем, так было и в века прошлые. Далеко углубляться не будем. Давайте заглянем в 1928 год. И вы убедитесь, как я права!
Эти документы хранятся в Государственном архиве новейшей истории Ульяновской области.
Пожил и сбежал
25 января 1928 года на открытом заседании бюро горрайкома ВКП(б) и членов ячейки № 26 при охране Волжского моста - Подгорье клуба охраны моста слушали любопытное по нынешним временам дело № 755. Главный герой - изменщик коварный, рабочий патронного завода Мезенцев.
Этот товарищ еще летом 1927 года был секретарем ячейки. И, находясь на ответственной должности, повел себя совсем не по-партийному. Взял и разошелся со своей женой, подлец, и женился на делегатке Тимасюк. Но делегатка недолго наслаждалась семейным счастьем. Товарища Мезенцева хватило на две недели, после чего он разошелся с Тимасюк и вернулся к своей прежней жене. Брошенная дама в порыве мести настрочила в бюро горрайкома, что у него имеется, кроме нее, еще целых пять побочных жен.
Ячейка дело разобрала и вынесла Мезенцову выговор. Но это его не исправило. Как написано в протоколе, «он снова начинает женитьбу за Волгой с членом партии тов. Стениной. После 2,5 месяцев он ее бросает и снова уходит к старой жене. Благодаря такому поведению Мезенцева, на собрании ячейки ставилось сообщение о многоженстве. За последнее художество Мезенцеву объявлен строгий выговор с предупреждением и занесением в личное дело».
Хотите узнать, как изменщик объяснял свое поведение? Цитирую: «Я бросил жену, потому что она не давала мне участвовать в общественной работе. Сошелся с делегаткой Тимасюк, но при нашем сожительстве к ней стал ходить ее прежний муж. Женился на Стениной, но через 2,5 месяца и с ней развелся. Со Стениной первое время жили хорошо. Потом она стала меня упрекать в том, что у меня ничего нет. Однажды я пришел с работы домой, лег спать, а когда проснулся, то оказался запертым на замок. Мне бросилось в глаза, что и сундук, и стол тоже были заперты. Мне это показалось обидным. Я ушел на работу и больше к Стениной не вернулся. Свою первую жену перевоспитать я не мог. В своих поступках ничего особенно плохого не вижу. Поступок со Стениной признал нетактичным, и за это мне ячейка дала соответствующее наказание».
Вот такие они, мужики! Ни в чем не виноват, все женщины портят. И прямо-таки вынуждают им изменять! Однако на заседании выслушали и противоположную сторону. Гражданка Стенина прямо заявила, что Мезенцев жаловался на жену, говорил, что она не способна к семейной жизни (ну прямо как современные мужчины!). «Я поверила ему и сошлась с ним жить, - призналась Стенина (ну прямо как современные женщины!). - Наш брак оформлен ЗАГСом. Он пожил со мною 2,5 месяца и сбежал. Я его жду день, два, он не идет. Когда я хотела узнать, в чем дело и почему он не идет, я позвонила в охрану, мне оттуда дежурный (беспартийный) ответил, что Мезенцев ко мне больше не придет. Почему Мезенцев ушел, я не знаю».
Между прочим, якобы влюбленный мужчина даже за своими вещами побоялся прийти - прислал свою сестру.
Охотник до разных жён
Как отреагировали на произошедшее члены бюро? Товарищ Лукъянов посчитал, что причины разводов неуважительны А Мезенцева назвал «охотником до разных жен». Потому ячейка «должна сократить ему аппетит», поскольку такие поступки для члена партии недопустимы.
Член бюро товарищ Кузнецова обвинила Мезенцева и в других грехах. Оказывается, его первая жена перестала участвовать в общественной работе не по своему желанию, а потому что муж ей запретил. А момент связи Мезенцева с Тимасюк вообще, как сказано в протоколе, «явился распадом к работе среди женщин в Подгорье. Тимасюк была хорошей общественной работницей. В личной жизни у нее были неприятности с мужем. Мезенцев это знал и стал склонять ее на сожительство с ним. За время своей месячной командировки он прислал ей 8 писем интимного характера. Неизвестно, насколько это верно, но подгоринские женщины в клуб после этого не шли, объясняя, что клуб из культурного центра превратился в дом свиданий, указывая на то, что факт связи их якобы произошел именно в клубе».
Представляете, каких высоких нравственных принципов придерживались подгоринские женщины? В оскверненный изменщиком клуб, где они приобщались к культуре, отказались ходить! А товарищ Кузнецова еще и подлила масла в огонь. Мол, Мезенцеву, после двухнедельного сожительства просто нужно было найти причину для развода. И он придрался к тому, что приходил муж. При этом брошенную Стенину характеризовали «как примерную в нравственном отношении женщину и хорошую коммунистку, с которой он тоже оформил брак через ЗАГС и после 2,5 месяца бросил так же, как и Тимасюк. Теперь Стенина является пищей для разговоров среди рабочих патронного завода. По-моему, за его художества партячейка к нему подошла мягко».
Не удержусь от соблазна привести высказывания других членов бюро. «В поступках Мезенцева, бросающего так легко своих жен, усматриваю шантаж. Так просто ему использовать женщину не удается, так он это оформляет через формальное сожительство. Благодаря его поведению подрывается авторитет партячейки». «Поведение Мезенцева является большой язвой в вопросе быта. Он использует женщину не как жену, товарища и помощника в работе, а лишь как самку. Своим поведением он обезличивает человека, с которым сходится, и делает его посмещищем в глазах общества. Мезенцев женщин менял, как старая барыня перчатки. С этим явлением нужно строго бороться».
Женщины сами виноваты
Но были среди членов бюро и те, кто бросился любителя женщин защищать. Приводили такие аргументы: «Мезенцев уж не так виноват. Может быть, он этих женщин не хотел, а они хотели его. Тимасюк пудрится, кудрявится, Разгорелось чувство ревности, он в ней разочаровался. И бросил. Тов. Стенина, когда сходилась с ним, не поинтересовалась причинами прежних разводов. Может быть, во всей этой истории сами женщины виноваты?».
Типично мужская логика. Тем более что не один же Мезенцев такой! На заседании бюро смело называли вслух еще несколько фамилий партийцев, которые ведут себя подобным образом. Например, товарищ Лукачев, как отмечено в протоколе, «имеет 2 фактические жены и 33 побочные». А товарищ Баулин «бросил в деревне беременную жену». Так что Мезенцев просто обиженный судьбою человек, несчастлив он. К тому же хороший работник, хороший коммунист, «на котором держится значительная часть ячейки». Работал в драмкружке. Большой шутник, за которым не только женщины, но и девочки ухаживают. А в жизни все может случиться. Как отметил еще один защитник товарищ Ампилогов, «на меня лично жена тоже наседает иногда, и невольно ставишь вопрос: или жить с ней, или расходиться. Мезенцев польстился на смазливую Тимасюк, попал на ее удочку. А она с него стала много требовать. Стенина сама нам говорила, что она дерзкая». Короче, Мезенцев не в состоянии был справиться с воспитанием своих жен.
В общем, одиночные требования исключить изменщика из партии просто утонули в мужской поддержке от членов бюро. Обычная мужская солидарность? Или многие за собой такие же грешки знали? Думаю, что вторая причина сыграла свою роль. Члены бюро заявили, что в таких делах повинны большинство коммунистов. И к тому же, убежав от Стениной и Тимасюк, Мезенцев с прежней женой так хорошо зажил!
Не член партии, а обыватель
Честно говоря, когда я читала этот протокол, подумала, что мужчины в горячем порыве поддержки оставят Мезенцева в партии. Но все же весомую точку в разборе поставил товарищ Смирнов: «Члены бюро горрайкома переоценили поступки Мезенцева. А я склонен утверждать, что вы недооценили их. Вы здесь заявляете, что у вас чуть ли не у каждого по 33 жены. Куда это годится? Вы хотите во всем обвинить женщин. Но ведь они и физически слабы. Вы сильнее их. Мезенцев вопрос брачных отношений рассматривал не как член партии, а как обыватель. Старался вывернуться. Нужно еще тверже взять линию на оздоровление ячейки от разложившихся товарищей».
Мезенцев, «охотник до разных жен, разложившийся товарищ, язва в вопросах быта», к тому же член ВКП(б) с 1919 года, заявил, что виноват, но не в такой степени, чтобы исключать его из партии: «На службе я сейчас дисциплинирован и недостатков в этом мне приписать нельзя. Своей активной работой постараюсь загладить перед партией вину». Но из партии его все-таки исключили - за некоммунистические поступки. На радость подгоринским женщинам.
Перестал ли Мезенцев менять жен - об этом история умалчивает. Но в партии он все-таки хотел остаться! Потому пережил на бюро немало неприятных минут и услышал совсем не протокольные слова в свой адрес. А современным изменщикам-гуленам даже таких минут удается избежать. Поматросят и бросят. Без всяких осуждений, обвинений и исключений. А жаль…
Наверное, можно рассматривать эту историю с улыбкой. Но как не сделать вывод о том, что не времена определяют нравы, а сами люди. Особенно (и не спорьте со мной!!!), как было сказано выше, представители сильного пола, у которых неискоренимы вот такие слабости, о которых рассказал старый протокол.
Анна ГРИГОРЬЕВА