Найти тему
Максим Бутин

4751. МИР…

1. Мир — это цельность Я и не-Я. Причём деление на Я и не-Я до известной степени — вынужденное. Ибо надо как-то обозначить чуть более конкретно мир, кроме знака имени.

2. Философ думает над этим отношением Я и не-Я и так или иначе, молча или вслух, устно или письменно выражает его. Это и есть философия. Но и любой не-философ имеет дело с этим отношением натурально и практически. Ежедневная практика взаимоотношений Я и не-Я представляет самому человеку и окружающим его обывателям его эмпирическое мировоззрение, по большей части, разумеется, самое непродуманное, непоследовательное и убогое.

3. Мир это вовсе не «удивительный внешний мир» — не-Я. И мир — это вовсе не «бохатый внутренний мир» — Я, обращённое на само себя, но без того, кто обращается, то есть Я как не-Я. Мир — это цельность Я и не-Я.

4. Поскольку в составе мира участвуют эти двое, Я и не-Я, то важно рассмотреть что на какой стороне получается в результате взаимодействия.

5. Если бы не-Я никак не воздействовало на Я, никак не проявляло себя в отношении Я, то мир был бы синонимичен и даже полностью тождествен Я. Тогда самоё Я пришлось бы как-то делить, чтобы зафиксировать цельность мира. Поэтому со стороны не-Я действия в отношении Я быть обязаны. А. Шопенгауэр называет совокупность таких действий не-Я волей. Мы вольны назвать эту совокупность как нам заблагорассудится. Именно с волей нас никто не связывает. Воля свободна. Но саму активность не-Я в отношении Я отрицать не приходится.

6. А со стороны Я итог этой активности А. Шопенгауэр называет тем, что представлено взору, представлением (die Vorstellung), что, в отличие от воли, уже более приемлемо.

7. Тогда правильнее назвать воздействующее на Я не-Я предметом (der Gegenstand). Пред-ставление есть осознание того, что пред-мечено. Говоря несколько иначе, это цельность субъекта и объекта.

8. «Удивительный внешний мир» детерминирован случайностью воздействий не-Я на Я. Последнему остаётся лишь удивляться. И констатировать неполное служебное соответствие философии И.-Г. Фихте реалиям мира. Вовсе не всё не-Я создаваемо Я. Хотя Я и способно создавать некоторую внешнюю реальность.

9. Чужая цельность Я и не-Я, представленная моему Я как моё не-Я, даёт мне возможность общаться с чужими мирами. Именно это общение позволяет появляться на свет Божий таким оценкам, как «богатый внутренний мир». Моё не-Я пребывает в таком модусе, который вмещает чужую цельность чужого Я и чужого не-Я, я понимаю, что там цельность, там мир, поэтому идентифицируя его как чужой, принадлежащий чужому, я расцениваю его как созданный чужими усилиями и потому для чужого внутренний, а для меня, к моему удивлению, богатый.

10. Поэтому когда умирает знаток истории, искусства, литературы и философии — умирает колоссальный и в то же время детально разработанный мир. Мир теряет один из своих превосходных экземпляров. А когда умирает антропоморфный скот, мир ничего не теряет. Ибо мир этого скота — мир вола без представлений. Его жизненная суетливость и медленное пожёвывание, его посмертная неподвижность и гранитный могильный памятник, как вол ни бейся, мира не составят.

11. Создавайте свой мир. Чмокните не-Я в губы.

2020.08.05.

Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4751-мир/1697199167116329/